Бакулевы и колокола | Вятская Переправа Бакулевы и колокола — Вятская Переправа
Бакулевы и колокола
Культура 

По некоторым данным, в конце XVII века в городе Слободском основывает колокололитейный завод промышленник Трифон Каркин. В 1692 году он отливает большой колокол для вятского кафедрального собора. С XIX века Каркины переходят на отливку малых (поддужных и свадебных) колоколов и колокольчиков. В 1806-1860 годах производством владел заводчик Лука Каркин.

Под 1732 годом в Слободском упоминается колокололитейный завод Никиты Бакулева, чья фамилия происходит от названия деревни Бакулинской, из которой происходил заводчик. После смерти Никиты Бакулева завод по наследству перешел к его сыновьям Ивану, Авксентию и Сысою. В 1755 году Авксентий Бакулев отливает два колокола, весом в 306 и 164 пуда для Спасо-Преображенского собора, что в городе Слободском.

С 1763 года хозяином завода становится Иван Бакулев. С 1804 по 1847 годы владельцем завода является его сын Алексей Бакулев, в 1847-1875 годах — сыновья Алексея Бакулева, а в 1875-1891 годах — его сын Николай Алексеевич Бакулев. Колокола Бакулевых были представлены на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.

     После смерти Николая Алексеевича в 1891 году, колокололитейным предприятием руководит его дочь — Любовь Куршакова. Последним владельцем завода был сын Любови Николаевны Куршаковой, Валентин Петрович Куршаков. Завод действовал до 1917 года под названием «Наследницы Н.А. Бакулева сын». Колокола Бакулевых-Куршаковых широко известны в России.

Завод имел обширный диапазон колоколов разных весов от самых малых, весом менее одного пуда, до больших, в 1000 пудов, тяжелых благовестников. Общее число рабочих доходило до 35 человек, среди которых были мастера-литейщики, формовщики, художники, определявшие стиль и детали оформления колоколов и скульпторы, изготовлявшие рельефные элементы убранства. Из архивных данных известно, что в 1868 году было отлито церковных колоколов общим весом 5000 пудов (почти 82 тонны) по 15 рублей серебром за пуд на общую сумму 75.000 рублей. В тот год на заводе числилось 15 рабочих — вольнонаемных крестьян Вятской губернии.

Почти 200-летнее существование завода обусловлено его выгодным географическим положением вблизи Урала с месторождениями лучших медных руд, близ судоходной реки Вятки, а позднее — и железной дороги, соединяющей Сибирь с Москвой и Петербургом, север с югом России. Дешевизна топлива и рабочих рук позволяли заводу отливать колокола лучшего качества и стоять вне конкуренции с остальными колокололитейными заводами.

Вепрев И. Бакулевский колоколенный завод // Вятские губернские ведомости. 1848. № 32

Также

«1852 года лили сей колокол Вятской губернии города Слободского братья Бакулевы» — вылито на одном из колоколов…

В эти же годы был отлит колокол, который находился 50 лет в английском плену и для возвращения которого были вынуждены вмешаться правительства России и Англии.

А случилось это так; „Англо-франко-турецкая война против России в 1853—56 г.г. получила название турецкой. Однако, боевые действия велись не только на Черном море, но и в тихоокеанском бассейне, а также в районах Белого и Баренцева морей. В июле 1854 года главная ударная сила английской эскадры подошла к Соловецкому острову и начала осаду монастыря. На предложение командующего эскадрой сдать остров со всеми пушками, флагами и винным припасом оборонявшиеся ответили отказом. Все атаки англичан были отбиты. Соловецким артиллеристам удалось повредить один из кораблей противника. Выдержали и стены монастыря. Пушечные ядра отскакивали от огромных беломорских валунов, не причиняя им заметного вреда.

Сняв неудачную осаду Соловков, английские корабли на обратном пути приставали к другим островам архипелага, заходили в прибрежные поморские села и деревни. Здесь в одной из церквей в деревне Ковде сняли восьмипудовый колокол и увезли в Англию. С тех пор „пленный» колокол находился в английском городе Портсмут более 50 лет. Об ограблении знало русское духовенство. В мире назревал огромный скандал. Английское правительство под давлением общественности решило вернуть освященный легендой колокол.

И вот 30 июля 1912 года пароходом колокол был доставлен в Архангельск, а отсюда переправлен е Соловецкий монастырь и повешен на колокольне. Колокол, возвращенный из Англии, весил 139 килограммов, на нем было помещено изображение иконы Казанской Божьей Матери и надпись: «1852 года лили сей колокол Вятской губернии города Слободского братья Бакулевы».

 

Передача колокола происходила следующим образом. 30 июня 1912 года, в 12 часов, к Соборной пристани Архангельска подошли английский пароход ,,Кеннет» и монастырский пароход „Вера». В присутствии английского атташе Г. Гренфеля и управляющего Архангельской губернией колокол был перенесен с „Кеннета» на,»Веру». Зачитали акт о передаче колокола России от правительства Великобритании. В русских газетах подробно описывали весь этот церемониал. Звон бокалов с шампанским, тосты с русской и английской сторон, звуки гимнов и маршей, торжественное богослужение и обеды сопровождали церемонию передачи легендарного колокола.

Но главные торжества ждали „пленный» колокол на Соловках. „..4 августа 1912 года, в 8 часов утра, ,,Вера» подошла к островам. Пароход, украшенный флагами, был встречен благовестом в тысячный колокол. На рейде к ,,Вере» подошел гребной бот ..Царевич», на который перенесли колокол. В это время начался перезвон всех монастырских колоколов. Бот причалил к пристани. Далее его по устланной красным сукном дороге понесли к Царской колокольне. Шествие буквально было осыпано цветами. У святых ворот был торжественно зачитан акт передачи колокола монастырю. После подвешивания колокола и шествия к иконе Казанской Божьей Матери была послана благодарственная телеграмма царю Николаю-II, на которую он немедленно дал ответ.

Такая пышная встреча была оказана „пленному» колоколу потому, что церковники для укрепления веры и власти своей приписывали колокольному звону, а следовательно, и колоколу чудодейственную силу, которая якобы помогла отстоять Соловецкий монастырь и многие другие острова Беломорья от врага. Конечно, нельзя не отметить, что колокольни на Беломорье играли существенную роль в обороне края. Недаром уже в июле 1854 года на ряд поморских колоколен приказом военного коменданта были назначены постоянные караулы. Колокольни использовались как наблюдательные пункты. Караульным было приказано при появлении неприятельских кораблей бить в набат. Это дает основание думать, что англичане, напав на Ковду, сняли колокола не только как сувениры.»

(Книга „Русский Север и Россия в годы Крымской войны», стр. 75, 79)

ШЛИ годы. В 1877 году по разделу имущества между братьями завод переходит во владение Николая Бакулева. С этого времени он существует под фирмой „Завод Н. Бакулева». Новый владелец решил не останавливаться на достигнутом.Для расширения производства требовалось более совершенное оборудование: устанавливаются новые медеплавильные печи. Для обточки колоколов изготовили и смонтировали механические машины с конным приводом, повышаются требования к качеству. После такой реконструкции производительность Бакулевского завода возросла и составила 2295 пудов в год. Количество заказов на изготовление новых и переливку старых колоколов малого веса на колокола большего веса увеличилось. Стало больше внимания украшению колокола.

Колокола, отлитые на Бакулевском заводе, можно узнать по пестроте узора, по надписям, цвету, обычно темному или темно-серому. На колоколах весом более трех пудов обычно отливались изображения святых икон — Николая Чудотворца, Спасителя, Богоматери. По желанию заказчика наносились надписи и изображения святых икон. Завод давал гарантию на 5 лет. Для поднятия и установки колоколов на колокольне, по просьбе заказчика, направлял своих специалистов с необходимой для этой цели оснасткой.

Продавались колокола на ярмарках в городе Слободском, на Нижегородской и Ирбитской. Завод работал с 15 сентября по 1 мая, так как главные ярмарки -Нижегородская, Ирбитская, Мазенская и Алексеевская проходили всегда в одно и то же время, а именно: и июне июле месяце.

(„Памятная книга Вятской губернии за 1870г. стр. 164»

Литье колоколов давало хорошие доходы и производство их было довольно широко распространено в Вятской губернии и в X IX веке. Так, по свидетельству календаря „Памятной книги Вятской губернии за 1887 год» (стр. 118): ,,В губернии существовало 3 колокололитейных завода. Первый в г. Елабуге, владелец — мещанин Дмитрий Александрович Шишкин, который произвел за 1850 год колоколов медных разных 300 пудов на 5 тысяч 100 рублей серебром. Второй — в городе Слободском купца Николая Алексеевича Бакулева, который произвел за 1879 год церковных колоколов 4271 пуд на 61929 рублей серебром.

Рабочих на заводе Бакулева было занято 21 человек, имелось: конный двигатель — один, станков — 2, печей — 4. Для выпуска колоколов дров расходовалось 570 саженей, угля 210 коробов, всего материалов на 1250 рублей. Третий завод в Яранске при селе Жерновогородском, им владела почетная потомственная гражданка А. К. Александрова. На заводе работало 6 человек, отливалось колоколов 600 пудов на 7800 рублей».

В городе Слободском и прилегающих деревнях существовало много мелких литеек, где производилось литье разных мелких колоколов-шаркунов. Это было в Стулово, в Шарапах. В Слободском этим занимались братья Поповы, Бородины, Фофановы, Косаревы и другие, работали в литейках сами хозяева. Но самым крупным заводом, производившим церковные колокола большого веса, был, как видим, завод, основанный Н. Бакулевым. В конце Х!Х века, а точнее в 1891 году, колокололитейный завод перешел по наследству единственной дочери Николая Алексеевича Бакулева —Любови Николаевне, по мужу Куршаковой. С этого времени завод существует под фирмой „Н-цы Н. А. Бакулева».

В 1903 году Бакулевский завод выпустил продукции на 70 тыс. рублей, было отлито колоколов 4670 пудов, колокола продавались на Нижегородской ярмарке по цене 15—16 рублей за пуд.

Что представлял из себя завод в то время? Заводские строения состояли из полутора десятков, в основном деревянных построек. Формовка изделий производилась на двух формовочных участках, общая площадь которых составляла 108 кв. метров. Для плавки имелись 3 меде­плавильные печи, мощностью 800, 500 и 400 пудов, из которых использовались в последнее время две. Кузнечные работы выполнялись в кузнице с горном на два места, площадью 20 кв. м и обработка колоколов производилась в так называемой топильне. Топильный станок представлял из себя деревянную станину с передвижной от руки бабкой. В действие приводился станок с помощью конной тяги. Здесь же стоял наждак для заточки инструмента. Имелись и подсобные помещения: склады и навесы, где хранились кирпич, глина, уголь и готовые колокола.

Необходимое сырье для изготовления колоколов — медь, олово, воск, огнеупорная глина и уголь — закупалось на стороне. Так. каменный уголь добывали и привозили с берегов Летки, глину — с берегов реки Камы, медь и олово закупали на Нижегородской и Ирбитской ярмарках, серебро жертвовали прихожане. Как и раньше, мастера, работавшие на заводе, заботились о красоте своих изделий Надо сказать, что в производстве и сбыте продукции завода принимали участие и десятки семей углежогов, кузнецов и извозчиков. Постоянным подрядчиком завода был Демид Гаврилович Менчиков с сыновьями: Семеном, Петром. Иваном Они жили в деревне Н. Кропачи и имели 12 лошадей тяжеловесной породы для перевозки колоколов и сырья. Вторым подрядчиком был Николай Дмитриевич Менчиков из деревни Менчики Ильинской волости. Подрядчики, в свою очередь, нанимали крестьян, занимавшихся извозом.

В 1909 году после смерти Л. Н. Куршаковой завод переходит к ее сыну Валентину Петровичу Куршакову и действует с этому времени под фирмой ,,Н-цы Н Д. Бакулев с-н» В. П. Куршаков относился к классу собственников и, являлся убежденным сторонником капиталистического строя, был в то же время образованным, прогрессивным русским интеллигентом Он собрал большую библиотеку, которая упоминается в каталогах известных в России библиографов.

Как пишет известный исследователь истории и культуры Вятского края Е. Д. Петряев: „Книжное собрание В. П. Куршакова имело около пяти тысяч томов, среди которых было много изданий по истории, философии, искусству». Библиотекой пользовались слободские интеллигенты, имели к ней доступ и социал-демократы, находившиеся тогда в ссылке в Слободском. В комплектовании этой библиотеки участвовал видный деятель коммунистической партии П.И. Стучка, находившийся в то время в ссылке.

(Евг. Петряев „Книжный сундук», „Кировская правда» от 24 марта 1974 года)

В.П.Куршаков продолжал колокололитейное дело, колокола, отлитые при нем, отличались особым изяществом и красотой.

20 лет, с 1884 года по 1904 год работал формовщиком-художником на заводе Афанасьев А, И. Он и рассказал, как украшали колокола слободские мастера. „На модели,— говорил Александр Иванович. — лицевая часть выполнилась из воска. При заливке сплава воск сгорал, а образующиеся при этом пустоты заполнялись сплавом, так получали надписи и различные изображения.» Как видим, метод точного литья, литья по выплавляемым моделям далеко не нов, его применяли мастера-литейщики еще в XV!!! веке. Долгое время, около пятидесяти лет, на заводе работал мастером Василий Иванович Бакулев. Лично, не доверяя никому, сам определял время начала заливки, сам выпускал по желобам расплавленный состав, руководил обработкой колоколов, сам определял чистоту звука при испытаниях. Отправив многопудовые колокола по большой воде, он принимал участие при подъеме некоторых из них на колокольни Вместе с В. И. Бакулевым на заводе вплоть до 1917 года сначала модельщиком, потом мастером работал Петр Семенович Калинин. Колокольный период, начатый Никитой Кирилловичем Бакулевым, закончился в 1917 году, когда в Слободской пришла весть о победе Великой Октябрьской социалистической революции. Как и в других городах, вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции частные предприятия были национализированы. Пролетариат города Слободского в период военного коммунизма включился в общую борьбу с интервентами и белогвардейцами. Слободские рабочие возглавляемые коммунистами, содействовали созданию Красной Армии, заботились о ее снабжении, проводили субботники. Возникшие на фабриках и заводах партийные ячейки стали бороться за поднятие производительности труда, укрепление дисциплины.

Колокола уже были не нужны.


 

Исторический центр города Слободского. Колокольня Преображенского Собора. Благовещенская церковь. На башни колокольни установлены куранты, которые входят в число пяти действующих на сегодняшний день курантов в России.

 

Источник: sloblib.narod.ru
Дополнения

1. Николо-Гостинодворская церковь города Казани. К церкви была пристроена каменная колокольня с тринадцатью колоколами. Все колокола были отлиты в 1866 году в гор. Слободском Вятской губернии братьями Бакулевыми.

2. Казанский храм Ярославских Чудотворцев. Самый большой колокол (в 28 пудов или 448 кг) отлит на заводе Бакулевых (гор. Слободской, Вятская губерния) в 1876 г.



Метки: , ,


ПнВтСрЧтПтСбВс