Вятский образ Спаса Нерукотворного | Вятская Переправа Вятский образ Спаса Нерукотворного — Вятская Переправа
Вятский образ Спаса Нерукотворного
Энциклопедия 

История иконы Спаса Нерукотворного

Почти 400 лет назад, в начале XVII века на месте нынешнего Спасского собора стояла деревянная церковь. Она находилась на окраине Хлынова и её приход состоял из посадских людей. На паперти храма над входом висела икона Спаса Нерукотворного. Икона, изображающая лик Иисуса Христа, чудесно запечатленный на плате, которым Спаситель отёр Своё лицо. По древнейшему преданию, эдесский царь Авгарь возжелал иметь у себя изображение Иисуса Христа. Спаситель, узнав об этом, просто отёр лицо большим куском ткани, и на нём мгновенно запечатлелся Его лик. Во время гонений на христиан этот образ был замурован в стене и отпечатался также на скрывавшей его черепице. После перенесения в Константинополь оба чудесно запечатлённых портрета (Нерукотворных образа) были скопированы и получили распространение не только в Византии, но и славянских странах. Одна из таких копий была обретена и на Вятской земле.

На паперти Троицкой церкви в Хлынове с незапамятных времён находился образ древней живописи, изображавший нерукотворный лик Спасителя на убрусе, т. е. на специально приготовленном холсте. Никто не знал когда и кем был принесен и поставлен там этот образ. Святой образ Спасителя, находясь на паперти Вятской Троицкой церкви, прославился совершающимися пред ним чудесами. Произошедшее чудо внушило всем хлыновцам особое благоговение к этой иконе, и она торжественно была перенесена с открытой паперти в храм.

Житель города Хлынова Пётр Палкин был болен глазами, наконец, совершенно ослеп и в течение трёх лет ничего не видел. Но вот 12 июля 1645 года, придя в Троицкую церковь, Палкин стал усердно молиться пред Спасовым образом и внезапно прозрел. Увидев свет, исцелённый Палкин со слезами радости тотчас же поведал о свершившемся чуде всем тут бывшим и попросил священнослужителей совершить благодарственный молебен Всемилостивому Спасу. Весть об исцелении слепца Палкина быстро разнеслась по городу.

У вдовы Акулины Пушкарёвой болела правая нога. В течение десяти лет нога её была скорчена, и Пушкарёва не ходила. Движимая верою Акулина приползла к Храму Спасителя и начала истово молить Господа об исцелении, и Господь исцелил её. Она ушла из храма на ногах, славя Бога.

Подобные чудеса продолжались и далее. Всего было зарегистрировано 104 чуда, произошедших по молитвам перед иконой. Всё происходящее возбудило в народе глубокое благоговение к Богу и Нерукотворному образу Его. Драгоценная для жителей Хлынова святая икона была перенесена с паперти в храм. Поэтому в 1679 году, когда сгорела деревянная Троицкая церковь, заложили новую, каменную, которая была закончена в 1693 году и освящена во славу нерукотворного образа Спасителя.

А в далёком 1646 году весть о совершающихся на Вятке чудесах пред образом Спасителя дошла до Москвы. Архимандрит Новоспасского монастыря в Москве Никон, будущий патриарх, хлопотал перед царём о перенесении чудесной иконы в столицу. Алексей Михайлович, посоветовавшись с патриархом Иосифом, решил перенести в Москву святыню, чтобы она стала достоянием всего православного мира.

В 1647 году царь Алексей Михайлович Романов послал в Хлынов за святой иконой Спасителя игумена Московского Богоявленского монастыря Пафнутия. По прибытии в Хлынов игумен Пафнутий путём опроса исцелившихся установил святость иконы Спасителя. Множество вятского народа приходило в последний раз к святой иконе, чтобы помолиться и попросить помощи у Господа. Современники свидетельствуют, что весь город наполнился плачем. Посланники царя с молитвой сняли образ и крестным ходом понесли в Москву.

Встреча святой Вятской иконы Спаса произошла 14 января 1647 года у Ярузских ворот. Царь со всем своим семейством, патриарх с московским духовенством, при многочисленном стечении народа благоговейно встретил из Хлынова чудотворный образ Христа Спасителя. Царь Алексей Михайлович сам понёс святую икону через ворота в Кремль и поставил икону в Успенском соборе. С того времени Фроловские ворота по царскому указу переименованы в Спасские, а главная башня Московского кремля в честь Вятской иконы Спаса стала называться Спасской. Причём, велено было всем проходящим через эти ворота снимать шапки и низко кланяться. Царь пожелал навсегда оставить Вятскую святыню в Москве, как незыблемый залог небесного благоволения его царствования.

8 месяцев образ Спаса находился в Успенском соборе, царь глубоко чтил эту икону, что видно из описания: «25 числа января месяца 1647 года слушал Государь вечерни в соборной церкви Успения Пречистой Богородицы, а праздновал Нерукотворному образу Спасу, что с Вятки принесён». Для хранения вятской Святыни был выбран Новоспасский монастырь в Москве. 19 сентября 1647 года в иконостасе Преображенского собора по правую сторону царских врат была помещена наша святыня. В этом московском храме икона находилась 300 лет.

По указу царя с иконы Спаса была сделана точная копия. Эта копия была богато украшена, торжественно освящена патриархом и приготовлена для возвращения в Хлынов. 10 сентября 1648 года, вновь исполненная копия была торжественно с крестным ходом через Казань, отправлена из Москвы в Хлынов. Царь сам поднял святой образ и передал на руки игумену Московского Крестовоздвиженского монастыря Варлааму, назначенному сопровождать царский дар. Вместе с копией, сделанной рукой благочестивого иконописца, царь пожаловал Троицкому храму Хлынова ещё и колокол весом 106 пудов.

В Хлынов святая икона прибыла 17 декабря 1648 года. Нерукотворный образ Христа Спасителя был встречен всеми жителями города Хлынова и по велению Государя поставлен на то же место, где стоял прежний подлинник. Уже на пути в Вятку копии вновь начались чудеса исцеления. Так Господь утешил скорбящих жителей города Хлынова.

С чудотворным образом были установлены крестные ходы вокруг города. Наиболее известен крестный ход 1657 года, когда в Хлынове свирепствовала моровая язва, только лишь после обхода города с иконой Спасителя, болезнь прекратилась. Благоговейное почитание чудотворного образа Спасителя вызвало учреждение крестного хода по уездам Вятскому, Орловскому, Котельническому, Яранскому, Уржумскому, Нолинскому, Глазовскому и отчасти Слободскому. Ход этот совершался в два года один раз от 1 сентября до 9 декабря в пятую неделю Великого поста и был постоянным до 1917 года. В наше время у многих людей есть желание возродить эту благочестивую традицию.



Метки: , , ,


ПнВтСрЧтПтСбВс