митрополит Нестор (Анисимов) | Вятская Переправа митрополит Нестор (Анисимов) — Вятская Переправа
митрополит Нестор (Анисимов)
4 ноября 

память праведника митрополита Нестора (Анисимова, 1962), Кировоградский и Николаевский, миссионер.

Митрополит Нестор (в мире Николай Александрович Анисимов) родился 9 ноября 1885 г. в г. Вятке в семье военного чиновника Свияжского полка Александра Александровича Анисимова (статского советника) и Антонины Евлампиевны, дочери протоиерея-настоятеля Вятской кладбищенской церкви (Ахтырского кладбища).

В роду Анисимовых все мужчины от деда-прадеда были военными, из поколения в поколение передавался дух высоких моральных устоев и верного служения Отчизне. Дед мальчика служил под командованием великого полководца А. В. Суворова и принимал участие во взятии Измаила. По окончании войны он женился на статной красавице-молдаванке и привез ее в Вятку. Отец Александр Александрович — принимал участие в русско-турецкой войне 1877 — 1878 годов и последующих войнах, был неоднократно ранен и контужен, имел боевые награды.

Род по линии матери, Антонины, относился к духовному званию. Ее отец протоиерей Евлампий Нагорничных был настоятелем церкви Ахтырского кладбища г. Вятки. Под любящим, заботливым материнским влиянием дети в семье Анисимовых росли в глубокой вере в Бога и Его Святых Угодников, благонравии, человеколюбии и милосердии.

Отец очень хотел, чтобы его дети продолжили семейную традицию. Старший сын Илларий оправдал надежды отца. После окончания Московского Алексеевского военного училища он был произведен в офицеры и служил в Свияжском полку. Он был талантливым военачальником и человеком высоких моральных правил. В Великой войне 1914 г. сражался в звании полковника.

Сложнее было с Николаем. Мальчик родился слабым, много болел и в младенчестве неоднократно находился на грани смерти. Поэтому неудивительно, что в воспитании его играли значительную роль мама и бабушки. Мальчика с детских лет регулярно водили в церковь и учили молиться утром и на сон грядущий. Коля рос глубоко верующим, благочестивым отроком. С большим усердием и охотой, по мере сил и возможностей, Коля помогал нищим и обездоленным. С сердечным участием слушал их рассказы о горестном житье-бытье. Служил поводырем для слепых. Истово молился за покойников — близких, знакомых и незнакомых. Иногда приготовлению уроков предпочитал чтение «Жития Святых».

Пристрастия сына вызывали тревогу у отца. Сам он был человеком верующим, но, как и многие военные того времени, типичным «праздничным христианином», посещавшим церковь два-три раза в год. Он полагал, что высокая религиозность младшего сына помешает ему в подготовке к военной карьере. Все это сказывалось, пусть в мелочах, на его отношении к Коле. Это обижало мальчика.

В начале 1890-х годов А. А. Анисимов был переведен по службе из Вятки в Казань. Семья последовала за ним. Ежегодно на время летних каникул детей семья приезжала погостить к остававшейся в Вятке бабушке.

Учеба Николая Анисимова в Казанском реальном училище проходила вполне успешно. Его любимыми предметами были Закон Божий, география и история. Всю жизнь будет помнить владыка Нестор своих первых законоучителей протоиереев о. Николая Варушкина и о. Петра Рождественского. В старших классах пришло увлечение произведениями классиков русской литературы и театром. Математику и другие точные науки он не любил.

Говоря о силах, подвигших Николая Анисимова выбрать путь монашества и миссионерства, нельзя не вспомнить о некоторых эпизодах его детской и юношеской жизни, которые можно рассматривать как несомненное проявление промысла Божьего.

Первые душевные потрясения маленького Коли были связаны с православным богослужением. Вот как позже сам Владыка Нестор описал свои детские впечатления от посещения церкви: «… Мы шли по тенистым, тихим улицам. Над нами голубело небо и над городом протяжно, гулко плыл колокольный благовест. Под каменными сводами собора, в мерцании свечей и разноцветных лампад, мою впечатлительную детскую натуру восторгали богослужебные обряды, умилительное пение Архиерейского хора и служение самого Архиерея. Неудивительно, что, будучи мальчиком, я часто в нашей детской комнате изображал священнослужителей и совершал „службы“, устраивая себе подобие архиерейской мантии, митры и облачения».

Впечатления от архиерейского служения сказались и на его наивной, но искренней ежедневной детской молитве: «Боженька, сделай меня архиереем… Боженька, дай здоровье маме, папе, брату Ларичке, крестной бабушке и… моей собачке Ландышке…».

Был еще один примечательный эпизод. Когда Коле Анисимову было около десяти лет, бабушка повела его на богослужение в Вятский Успенский мужской монастырь. Служил настоятель монастыря викарий Вятской епархии преосвященный епископ Глазовский Варсонофий (Курганов). Здесь произошло удивительное событие: «… Когда я, — пишет Владыка Нестор, — вместе с бабушкой в конце литургии подошел к благословляющему Архиерею поцеловать Св. Крест. Владыка Варсонофий, указывая на меня, спросил:

— Кто это?

— Мой внук, — ответила она.

— Он будет Архиереем! — предрек Владыка.

— Куда ему, такому озорнику! — незлобиво возразила бабушка.

— А я тебе говорю, — повторил епископ Варсонофий, — он будет архиереем».

Наиболее сильное религиозное потрясение ожидало Николая Анисимова летом 1904 г. После перехода в выпускной класс Казанского реального училища Николай, как обычно, приехал с семьей на каникулы к бабушке в Вятку. Здесь случилось неожиданное. Тяжело заболела его любимая мама Антонина Евлампиевна. Болезнь печени по мнению медиков была неизлечимой, консилиум врачей вынес приговор: «Мы сделали все, что могли, пусть Всемогущий сделает больше, так как врач лечит, а Господь излечивает».

В это время по милости Божьей в Вятку приехал знаменитый протоиерей Иоанн Сергиев, которого уже в то время народ называл «Всероссийским батюшкой Кронштадтским». На встречу приехало огромное количество богомольцев из ближайших уездных городов и деревень. С огромным трудом Николаю удалось пробиться несметные толпы верующих к батюшке. Волнуясь, едва сдерживая слезы, он сообщил отцу Иоанну о смертельной болезни мамочки. Батюшка спросил у него ее имя, перекрестился и сказал: «Дай Бог ей здоровья!». Тем не менее, состояние больной постоянно ухудшалось и близкие с минуты на минуту ожидали ее кончины.

Каково же было удивление Николая, когда спустя некоторое время ему сообщили, что о. Иоанн направляется в их дом. «Ну, вот видишь, я приехал к твоей маме. Будем молиться, и Господь Бог вернет ей здоровье!» — сказал он Николаю.

К началу молебна толпы верующих заполнили не только зал, в который на кровати вынесли больную, но и прилегающие к нему комнаты, двор, и улицу. В своих воспоминаниях владыка Нестор пишет: «Отец Иоанн положил ей на голову свой наперсный крест, прочитал молитву и пригласил всех нас молиться о болящей, а у отца осведомился, чем больна мама. Затем, встав на колени перед столиком с Евангелием и крестом, отец Иоанн громогласно, дерзновенно просил Бога исцелить болящую.

— Ради ее детей. Господи, — возглашал он, — яви Твою Божественную милость, пощади рабу Твою Антонину, верни ей жизненные силы и здоровье, прости ей все грехи и немощи! Ты, Господи, обещал просящим исполнить и дать просимое. Услыши же нас, Тебя молящих, и даруй здоровье болящей рабе Твоей Антонине!

Отец Иоанн произносил эти слова, обращенные к Богу, с совершенной уверенностью в милости Всевышнего. По окончании молебна он снова подошел к матери, благословил ее и сказал твердо, повелительным тоном:

— Сейчас же позвать священника, он причастит больную, и она с Божией помощью будет здорова!

…Когда мы, домашние, проводив отца Иоанна, вернулись к маме, она лежала как преображенная. Кто-то из нас спросил, сознает ли она, что сейчас произошло. Мама чуть слышно прошептала: «Оставьте меня одну!..».

Мы выполнили ее просьбу, к тому же пришел вызванный мной священник. Мы простились с мамой и вышли, а когда после ее исповеди вернулись к причастию, увидели с радостью, что она сидит на кровати, а после приобщения Святых Тайн мама спокойно встала. На следующий день она уже не ложилась и быстро начала поправляться. После этого знаменательного для всей нашей семьи события мама прожила еще около тридцати четырех лет….Во мне же, юноше, случай плодотворной силы веры и молитвы ускорил процесс духовного роста, укрепил стремление посвятить свою жизнь Богу и служению на пользу страждущим». Источник дополнения.

Иеромонах Нестор (Анисимов) с мамой Антониной Евлампиевной перед отъездом на Камчатку

После окончания реального училища становится послушником Казанского Спасо-Преображенского монастыря, а затем поступает на миссионерские курсы при Казанской духовной академии по калмыцко-монгольскому отделению.

17 апреля 1907 г. принимает монашеский постриг с именем Нестора в честь прп. Нестора Летописца. 6 мая 1907 г. возводится в сан иеродиакона, а спустя три дня, 9 мая, посвящается в иеромонахи.

В июне 1907 года, по благословению о. Иоанна Кронштадтского, отправился миссионером на Камчатку к архиепископу Евсевию Владивостокскому и Камчатскому.

14 сентября 1910 года во Владивостоке было открыто Благотворительное Камчатское Братство, а вскоре его отделения в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, и у нас на Вятке и других городах России. Деятельно помогали Братству св. равноап. Николай (Касаткин), архиепископ Японский, прпмц. вел.кн. Елисавета Феодоровна, сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий. Действенную помощь оказывала царская семья. Братству были подарены церковь, утварь, денежные средства, даны льготы по перевозке грузов. Официальным Покровителем Братства стал Цесаревич Алексей Николаевич.

О. Нестор благоустроил колонию прокаженных, часто посещая больных для изучения условий их существования, посетил большую колонию прокаженных в Ямбургском уезде, Петербургской тогда губернии.

Изучив тунгусский (эвенкийский) и корякский языки, иеромонах Нестор перевел на местные языки Божественную Литургию, частично Евангелие, составил словарь и разговорные вопросы и ответы на корякском языке. На тунгузский язык перевел молитву Господню «Отче наш…», заповеди Моисея и заповеди Блаженства. За эту работу о. Нестор в 1913 г. был возведен в сан игумена.

После начала войны 1914 г. о. Нестор организовал и возглавил санитарный отряд “Первая помощь под огнем” и лично выносил с поля боя раненных, перевязывал их, утешал и организовывал отправку в лазареты. Работал при Лейб-Драгунском полку в кавалерии, сам верхом на коне, бросался с эскадроном в конную атаку. За милосердие и героизм игумен Нестор был удостоен высшей духовной военной награды – права ношения наперсного креста на георгиевской ленте, а также ряда боевых орденов.

В конце 1915 г. о. Нестор был отозван с фронта, возведен в сан архимандрита и продолжил свою пастырскую миссию на Камчатке.

В 1916 году по постановлению Святейшего Всероссийского Синода избран в первого самостоятельного епископа Камчатского и Петропавловского и 16 октября 1916 г. о. Нестор на 31 году жизни был хиротонисан во епископы в г. Владивостоке четырьмя архипастырями: архиепископом Евсевием Приморским и Владивостокским, архиепископом Сергием Японским, архиепископом Евгением Благовещенским и епископом Павлом Никольско-Уссурийским.

14 июня 1948 г. он был арестован в Харбине перед самым отъездом в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви. Советским судом приговорен к 8-ми годам заключения. В вину ему ставится участие в перенесении мощей св. прпмч. Елизаветы, организации Земского Собора во Владивостоке в 1922 г., издание книги “Расстрел Московского Кремля”, строительство часовни Венценосных Мучеников и др. Находился в концлагере поселка Явас (Мордовия).

Возглавил отпевание 5 апреля 1957 архиепископа кировского и Слободского Вениамина (Тихоницкого) в Серафимовском кафедральном Соборе г.кирова в сане митрополита Новосибирского  и Барнаульского вместе с  епископом Вологодским и Череповецким Гавриилом (Огородниковым).

Скончался митрополит Нестор 4 ноября 1962 г. Похоронен в ограде храма Патриаршего Подворья Троице–Сергиевой Лавры в Переделкино.

  • Собираются сведения о канонизации просветителя камчатских народов.

В честь него в 2013 году организован Фонд имени митрополита Нестора в поддержку строительства храмов Камчатского края, почетными сопредседателями которого являются губернатор Камчатского края и Епископ Петропавловский и Камчатский.

Большая эспозиция первому епископу Камчатки посвящена и в Музее истории православия на Камчатке и в Русской Америке.

В 2010 году Петропавловской и Камчатской епархией к освящению собора Святой Живоначальной Троицы была разработана и изготовлена епархиальная медаль митрополита Нестора (Анисимова) трёх степеней.



Метки: ,


ПнВтСрЧтПтСбВс