Нерукотворный Образ Иисуса Христа | Вятская Переправа Нерукотворный Образ Иисуса Христа — Вятская Переправа
Нерукотворный Образ Иисуса Христа
29 августа 

перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Чудотворный Нерукотворный образ Спасителя — Вятский Спас, находившийся в Новоспасском монастыре г. Москвы, составляя главную его святыню, являлся, вместе с тем, всероссийским церковным сокровищем, глубоко почитаемым православным русским народом.

Первое чудо, положившее начало всероссийского прославления святой иконы Спасителя, было явлен от нее 12 июля 1645 года в городе Хлынове (Вятке) в церкви Всемилостивого Спаса. Исторические церковные документы удостоверяют, что житель города Петр Палкин, страдавший в течение трех лет полной слепотой, после молитвы перед иконой Спасителя получил исцеление и прозрел. После этого дивные чудеса от образа стали совершаться один за другим, и слава о чудотворном образе быстро распространилась во всей Русской Земле. Услышав о необыкновенных чудесах от иконы, царствовавший тогда благочестивый государь Алексей Михайлович по совету архимандрита Никона, впоследствии Патриарха, бывшего настоятелем Новоспасского монастыря, решил перенести икону в первопрестольную Москву. Во исполнение царской воли, с благословения Патриарха Иосифа, за святой иконой в город Хлынов было отправлено посольство во главе с игуменом Московского Богоявленского монастыря Пафнутием.

14 января 1647 года буквально вся Москва вышла навстречу Нерукотворному образу Спасителя. Встреча происходила у Яузских ворот. Как только икона стала видима народу, раздался звон во всех московских церквах, все опустились на колени, начался благодарственный молебен. По окончании молебна чудотворный образ был перенесен в Кремль и поставлен в Успенском соборе. Ворота в Кремль, через которые был внесен образ, называвшиеся до того времени Фроловскими, повелено было впредь именовать Спасскими. Кроме того, последовал царский указ о том, чтобы все при проходе и проезде через ворота снимали шапки.

В Успенском соборе Кремля образ находился до тех пор, пока не было завершено переустройство Спас-Преображенского собора в Новоспасском монастыре. Как только был назначен день освящения собора, 19 сентября 1647 года, икона была торжественно перенесена в монастырь крестным ходом.

В 1670 году образ Спасителя был дан в помощь князю Юрию, отправлявшемуся на Дон для усмирения бунта Степана Разина. Бунт был подавлен, и по царскому повелению образ был украшен позлащенной ризой, усыпанной бриллиантами, яхонтами и крупным жемчугом.

13 августа 1834 года в Москве произошел страшный пожар. По просьбе жителей из Новоспасского монастыря был принесен чудотворный образ Спасителя, который стали вокруг пожарища. На глазах у всех огонь как бы невидимой силой удерживался от распространения за черту, где проносили икону. Вскоре ветер утих и пожар прекратился. С тех пор образ стали выносить для служения молебнов на дому. Во время холеры, свирепствовавшей в Москве в 1848 году, многие больные получали от иконы чудесную помощь.

В 1839 году икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 году. В летнее время образ находился в Спасо-Преображенском соборе, а зимой переносился в Покровский храм; в Никольском и Екатерининском храмах монастыря имелись точные копии с чудотворного образа.

Вплоть до 1917 года икона находилась в монастыре. В настоящее время местонахождение святого образа неизвестно. В Новоспасском монастыре находится сохранившийся список с чудотворного образа. Он пребывает в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора – там, где прежде помещалась сама чудотворная икона.

«Спаситель оставил нам по Себе святый Свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого» — сказано было на VI Вселенском Соборе.

Тропарь, глас 2 

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир. 

Молитва 

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков. 
Аминь.

 

  • Чтимый список Вятского Спаса находится в Спасском Соборе (1645) г. Вятки, Успенском Соборе г. Вятка (16в), в Успенском Соборе (16 век) г. Яранска и в Вознесенском храме села Рождественское Уржумского района.
  • Явленный список «Шумного Спаса» на мельнице близ д.Усовы Орического района.
  • Престольный праздник Спасского собора (1760-1769) г. Кирова (ул. Казанская, 50), Спасской церкви (1745 – 1877, дер. 1902) г. Зуевка, с. Спасо-Талица (1773- 1781) Оричевского района, с. Матвинур (1850 – 1870) Санчурского района, с. Залазна (1798, установлен крест 7 июня 2015) Омутнинского района, с. Вяз (1695, 1777) Кирово-Чепецкого района, Спасской церкви с. Климковка (1835) Белохолуницкого района, с Атары (1687, 1833) Лебяжского района, с. Архангельское (1780) Немского района, с. Швариха (Новоспасское, Перелаз) (1893) Нолинского района, строящейся часовни с. Хмелевка  Зуевский район, с. Нижний Починок (1717) Опаринского района, правый придел кафедрального Успенского собора Яранской Епархии (1798) г. Яранска,
  • Спасской церкви (1681, 1770) в селе Хлыновском близ г. Вятка (сейчас г. Киров, ул. Верхосунская, 8), Спасской церкви Спасского монастыря (1695, 1824) г. Орлов, Спасской церкви (1740) Христорождественского монастыря г. Слободской, церкви на городище (до XVIII в., 1720) п. первомайский г. Слободской, Спасского храма п. Косино (1643, 1660, 1891) Зуевского района, Спасского храма п. Уни (1833), храма (1678, 1745) п. Кумены, Спасского храма (1862) г.советск (г.Кукарка), с. Иж Пижанского района, с. Полом (1765) Белохолуницкого района, с. Совье (1765) и с. Холуново (1696, 1834- 1903) Слободского района, д. Аксентьевская (1810) Подосиновского района, с. Быстри (Быстрицкое) (1890) и с. Колосово (1906) Шабалинского района, с. Спасо-Заозерье (1834) Зуевского района, с. Ошеть (1747- 1845) Сунского района, Спасской церкви п. Лальск (1730) Лузского района, п. Нижний (1832) Опаринского района, с. Сретенка (1808) Пижанского района, придел храма с. Александровское (1906) Даровского района, ур. Осиновец (1810) Подосиновского района, с. Игумново (1835) Слободского района, Спасской церкви (1816) п. Уни, придела Никольского храма (1768) с. Истобенск Оричевского района, придел храма с. Спасское (1893) Богородского района, с. Лубягино (1802) Кирово-Чепецкого района, придела храма с. Егошинская (1857) Лузского района,  молельной комнаты в и/к 5 (1999) г. Кирово-Чепецка, часовни (1887) в. Вятка, часовни «Спас на болоте» (Спасо-Болотская Часовня (Караульня) на северо-запад от д. Зенгино Оричевского района в сторону г. Орлов) близ г. Орлов, часовни (1887) в с. Хлыновском (ныне г. Киров, ул. Хлыновская, 16), часовни в починке над ключом Долинской стороны (1868)  у г. Нолинск, часовни на мельнице близ бывшей д. Усовы на берегу реки Снегиревки Оричевского района,
  • Спасо-Никольская Верхнемоломская мужская пустынь (1663) (быв. село Верхнемоломское Никольского уезда Вологодской губернии) д. Нижний Починок Опаринского района, Спасский Орловский мужской монастырь (1693) г. Орлов, Спасский Усть-Святицкий мужской монастырь (1645) с. Игумново Слободского района.
  • Ранее в составе Вятской Епархии: престол с. Сернур Уржумского уезда (1825, ныне Сернурский район Марий Эл),

 

  • Третий Спас, Ореховый Спас, Хлебный Спас. В этот день  пекли караваи из нового урожая зерна и освящали их.
  • Кинде илян кече (шурно парчан амбарышке пурен вочмыжым ончыкта) (Хлебный спас) – в марийском календаре.
  •  Праздник Спасской улицы города Вятка.
  • Спасской (главной) башни и Спасская (Московская) башни (1663).  Выезжающих из Хлынова в направлении Москвы провожала установленная над воротами икона московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Въезжающих встречал Нерукотворный образ Спасителя – список с одной из наиболее известных вятских икон, поэтому некоторые старые документы и называют ее Спасской.

 

  •  в старину крестный ход из Сретенской церкви г. Вятка в часовню слободы Дымково и Преображенском женском монастыре по северной стене.

 

  •  Крестный ход с иконой Спаса Нерукотворного из Спасского Орловского монастыря на место явления Святого образа (Спаса на болоте) под г. Орлов.
  • Торжества на Спасских святых источниках: близ с. Сосновка Вятско-Полянского района и с. Холуново Слободского района.



Метки: , ,


ПнВтСрЧтПтСбВс