священномученик протоиерей Павел Дернов и сыновья-мученики: Борис, Григорий и Симеон | Вятская Переправа священномученик протоиерей Павел Дернов и сыновья-мученики: Борис, Григорий и Симеон — Вятская Переправа
священномученик протоиерей Павел Дернов и сыновья-мученики: Борис, Григорий и Симеон
27 февраля 

священномученик протоиерей Павел Дернов и сыновья-мученики: Борис, Григорий и Симеон (1918).

Память 27 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Священномученик Павел Александрович Дернов родился 12 января 1870 года (здесь и далее все даты указаны по старому стилю) в селе Пиштань Яранского уезда Вятской губернии в семье священника местной церкви[1]. Родитель Павла Дернова, Александр Афанасьевич Дернов, был сыном диакона из села Каракулина Сарапульского уезда Вятской губернии и всю свою жизнь служил священником. В семье Александра Афанасьевича Дернова было 12 детей: 5 мальчиков и 7 девочек. Четверо из пяти его сыновей стали священниками.

Афанасий Александрович Дернов, самый старший из братьев, и Андрей Александрович Дернов, третий брат, были священниками Никольской церкви села Верхо-Пижемского[2] Котельнического уезда Вятской губернии. Второй брат, Александр Александрович Дернов, был весьма известной личностью в столице. Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Петропавловского собора, он был прекрасным проповедником, духовником многих особ, принадлежавших к царской семье. Поддерживал он теплые отношения и со святым праведным Иоанном Кронштадтским.

В 1916 году он был удостоен сана протопресвитера — высшего духовного сана для представителя белого духовенства, имел право присутствовать на заседаниях Святейшего Синода. В годы революционного лихолетья, когда большая часть приходов Петрограда перешла в обновленчество, протоиерей Александр Дернов сохранял верность Матери-Церкви и от лица православного духовенства Северной столицы ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Тихоном о рукоположении в сан епископа иеромонаха Мануила (Лемешевского), который, став архиереем, возглавил движение за возвращение в Православие церковных общин, уклонившихся в обновленчество.

Таким образом, детство и юность Павла Дернова прошли в окружении семьи, практически исключительно находившейся на ниве духовного делания, что не могло не оказать влияния на формирование его мировоззрения. С детства воспитанный на примере своего отца и братьев-священников, Павел Дернов вряд ли колебался в выборе своего жизненного пути. Окончив курс обучения в Иранском духовном училище в августе 1884 года, он поступил в Вятскую духовную семинарию. Получив прекрасное образование, он при отличном поведении окончил обучение в семинарии в июне 1890 года[3].

Имея желание продолжить образование, в 1890 году Павел Дернов поступает в одно из лучших духовных учебных заведений того времени — в Казанскую духовную академию. Через четыре года, в 1894 году, в возрасте 24 лет, Павел Дернов успешно оканчивает академию со степенью кандидата богословия. Свою кандидатскую диссертацию он посвятил актуальной богословской проблеме — космологии, объясняющей вопросы происхождения мира. Написанное им сочинение на тему «Творение из ничего как отличительная черта откровенного учения о мироздании»[4] представляет собой рукопись объемом почти 500 страниц. Следует отметить, что в этой работе в значительной мере проявился исследовательский талант будущего пастыря.

В том же 1894 году, сразу после окончания Казанской духовной академии, Павел Александрович Дернов прибыл в город Елабугу Вятской губернии для священнического служения и преподавательской работы и уже 15 сентября 1894 года был определен на должность законоучителя Елабужского реального училища.

26 сентября того же 1894 года Павел Дернов вступил в брак. Избранницей его стала дочь протодиакона Елабужского Спасского собора Анна Аркадьевна Лаженицына. Дерновы и Лаженицыны проживали одной большой семьей в собственном двухэтажном доме на углу улиц Городищенской и Малмыжской[5].

Вскоре по приезде в Елабугу, 2 октября 1894 года, Преосвященным Алексием, епископом Сарапульским, Павел Дернов был рукоположен в сан иерея и определен к елабужскому Спасскому собору без права получения доходов как сверхштатный священник. Но вскоре, этой же осенью, 30 ноября, священник Павел Дернов был назначен на должность законоучителя Елабужской женской прогимназии с оставлением в должности законоучителя в реальном училище. А в декабре 1894 года он был определен на должность настоятеля Рождество-Богородичной церкви, которая находилась при городской гимназии.

В этом гимназическом храме, освященном в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и прошли все годы служения отца Павла Дернова.

Помимо преподавательской деятельности в должности законоучителя в реальном училище и гимназии, священник Павел Дернов принимал активное участие в церковно-общественной жизни, которая была в те времена достаточно разнообразна. С 1895 года он состоял членом Сарапульского Вознесенского братства и Братства святителя Николая, а с 1898 года — миссионерского общества.

За ревностное служение Церкви Христовой 25 марта 1898 года священник Павел Дернов был награжден набедренником, 7 марта 1901 года — скуфьей, а 6 мая 1905 года — камилавкой. Впоследствии отец Павел Дернов был возведен в сан протоиерея. Органически вписавшись в церковную жизнь уездного города Елабуги, священник Павел Дернов, похоже, не стремился к церковной карьере и всю свою жизнь прослужил в небольшом гимназическом храме. При этом он пользовался заслуженным уважением среди духовенства и прихожан, большую часть которых по долгу его службы составляли гимназисты и ученики реального училища.

Священнослужитель, проповедник, писатель, постоянный автор «Вятских епархиальных ведомостей», неутомимый труженик в области просвещения, священник Павел Дернов искренне пытался взращивать в воспитанниках учебных заведений, находившихся под его духовным окормлением, принципы христианской нравственности. Как мог, он боролся со столь распространенным в России пороком — пьянством, причем старался искоренить его среди молодежи. Так, 20 марта 1916 года в Елабужском реальном училище был открыт школьный кружок трезвости, который, как сообщалось в статье, посвященной этому вопросу, был «обязан своим открытием трудам и заботам законоучителя училища о. П. А. Дернова»[6].

Священник Павел Дернов пишет статьи и брошюры, печатается в «Вятском епархиальном вестнике», будучи законоучителем в Елабужском реальном училище, он составил к 25-летию этого учебного заведения достаточно серьезный труд — «Историческую записку о состоянии Елабужского реального училища за 25 лет его существования (1878-1903 гг.)», который увидел свет в 1903 году[7].

В 1906 году выходит его небольшая брошюра с достаточно интригующим названием — «Об освободительном движении в школьном мире»[8]. В сентябре 1909 года в двух номерах «Вятского епархиального вестника» к 100-летию со дня рождения Гоголя выходит большая статья священника Павла Дернова «Н. В. Гоголь как христианин по жизни и по произведениям»[9].

Несомненный интерес представляют речи священника Павла Дернова, произнесенные им в 1913 и в 1914 годах и дошедшие до нас в записи. Это прежде всего его речь как члена комитета по созданию в Елабуге «Юбилейной народной аудитории», сооруженной во ознаменование 300-летия царствования дома Романовых, как нельзя лучше демонстрирующая монархические взгляды отца Павла Дернова[10]. Также заслуживает внимания и его речь на открытии библиотеки-читальни Елабужского городского духовенства, опубликованная в «Вятских епархиальных ведомостях» в 1914 году[11].

Уникальным по глубине исследования вопроса и смелости можно назвать и научный труд отца Павла Дернова «Масоны, как враги христианской церкви и государства», опубликованный в Санкт-Петербурге известным православным общественным деятелем и издателем В. М. Скворцовым в 1913 году[12].

Путь на Голгофу

Революционные волнения 1917 года охватили всю страну, не обошли они стороной и тихую Елабугу — в городе уже 16 ноября 1917 года уездный съезд крестьянских депутатов принял решение о передаче полноты власти Советам. На волне революционных событий Патриарх Московский и всея России Тихон 19 января 1918 года обратился с посланием к Православной Российской Церкви, которое мгновенно распространилось по всей стране и было прочитано в храмах и соборах в воскресные дни сразу же после его получения.

По решению елабужского духовенства честь зачитать Патриаршее послание в воскресный день 10 февраля 1918 года после Божественной литургии в Спасском соборе была предоставлена священнику Павлу Дернову.

Конечно, послание Святейшего Патриарха Тихона, в котором новая власть предавалась анафеме за свои бесчинства, не могло не подвигнуть людей на законный и справедливый протест. Народное напряжение в Елабуге, как и по всей России, росло. Общее недовольство властью большевиков в Елабуге 22-23 января 1918 года вылилось в бунт 230-го пехотного полка, находившегося в городе с 1914 года. Восставшие без труда захватили склад с оружием и напали на исполком. Руководители Советов в страхе бежали из города и спрятались в деревне Токмашка. В результате на небольшое время Елабуга была освобождена от захвативших власть в городе большевиков.

Но такая ситуация не могла продолжаться долго. Захватившие власть солдаты, видимо, просто не знали, что им делать дальше, а бежавший председатель уездного Совета С.Н. Гассар связался с революционным центром в городе Сарапуле, который решил направить в Елабугу большевистский карательный отряд под командованием Ефима Колчина — большевистского вожака, который был уже известен особой жестокостью.

После захвата Елабуги карательным отрядом Колчина в городе начался самый настоящий террор. Задачей отряда было выявление и казнь организаторов так называемого мятежа, в результате которого удалось свергнуть власть Советов. Начались аресты и допросы. Значительную активность проявляли и добровольные информаторы. Под подозрение попали практически все зажиточные жители города. Духовенство, вставшее на защиту православных святынь от безумного осквернения, было объявлено идеологическим вдохновителем восстания, что было особенно удобно после публикации послания патриарха Тихона, где он обличал новую безбожную власть.

В такой ситуации, после только что выпущенного послания патриарха, после ярких проповедей и обличения осквернителей храма, скромный труженик на ниве Христовой, священник Павел Дернов был представлен карателями как главный организатор восстания в городе Елабуге. В его доме 12 февраля 1918 года начался обыск. Была найдена старая пустая пулеметная лента, признанная оружием. Священник Павел Дернов был арестован.

Подвергался ли он допросу у командира карателей Ефима Колчина? На этот вопрос нет точного ответа, но даже если допрос и был, это было чистой формальностью, поскольку монархические убеждения отца Павла были всем хорошо известны. А если учесть, что каратели первым делом разграбили спиртовые склады, находившиеся недалеко от здания Стахеевского епархиального училища, то можно представить себе, в каком состоянии они творили все свои беззакония. Совершенно очевидно, что жестокое убийство отца Павла Дернова было показательным, было акцией устрашения, которая должна была произвести такое впечатление на жителей Елабуги, от которого они еще долго не могли бы оправиться.

Пьяные солдаты увели священника на так называемую Моралёвскую мельницу, на лед реки Тоймы, и там убили его. Хозяин мельницы, который все видел, рассказывал, что перед самой казнью отец Павел Дернов попросил солдат дать ему возможность исповедаться. Но это его последнее желание не было выполнено. Священнику выстрелили в лицо — пуля прошла навылет через щеку. Потом его закололи штыками. На льду реки Тоймы после казни еще долгое время оставалось большое кровавое пятно. Злодеяние было совершено в ночь с 12-го на 13 февраля 1918 года.

На следующее утро, 13 февраля, когда весть о смерти отца Павла Дернова еще не дошла до его семьи, трое его старших сыновей отправились на поиски отца. Здесь следует сказать несколько слов об этих молодых людях, которые разделили с отцом мученическую кончину.

Борис Дернов появился на свет 17 мая 1897 года. Окончил 6 классов Елабужского реального училища. После окончания дополнительного класса поступил в Петербургский институт путей сообщения, при этом он был освобожден от воинской службы по состоянию здоровья.

Григорий Дернов родился 23 января 1899 года. Он также окончил Елабужское реальное училище, дополнительный класс и поступил на механическое отделение Петроградского технологического института. В связи с необходимостью несения воинской повинности 24 ноября 1917 года по прошению он должен был быть зачислен в Константиновское артиллерийское училище.

Семен родился 1 февраля 1901 года. Он успел получить образование в Елабужском реальном училище.

В феврале 1918 года все сыновья были дома, в Елабуге, так как страна погрузилась в революционный хаос, образовательные учреждения не работали, никто не учился.

Пока жена священника, матушка Анна Аркадьевна, видимо, при помощи своего отца — протодиакона Спасского собора Аркадия Иоанновича Лаженицына — и добрых помощников была занята поисками своего мужа, пока узнала страшную весть, нашла его бездыханное тело и смогла доставить его домой, ее сыновья были выведены под городскую дамбу, на место, которое в народе называлось «Ряжи», и там расстреляны из ружей разрывными пулями. Смерть их была страшна. Пьяные от спирта, крови и грабежей каратели беспорядочно стреляли в молодых людей и затем добивали их штыками.

Анна Аркадьевна узнала о гибели своих сыновей от своего отца. Сидя у гроба мужа, она смогла произнести только слова молитвы Господней: «Да будет воля Твоя!» Уже на похоронах диакон, участвовавший в отпевании, сказал Анне Аркадьевне: «Аннушка, как тебя полюбил Господь!»

На гибель отца Павла с сыновьями отозвалась столичная петербургская пресса — вероятно, не без участия брата отца Павла, протоиерея Александра Дернова. В газете «Петроградский церковно-епархиальный вестник» появилась заметка «Расстрел пастыря и издевательство над игуменьей»[13], в которой сообщалось: «В Петрограде получены достоверные сведения о расстреле в г. Елабуге священника о. Дернова и троих его сыновей: двух студентов и гимназиста. Причина расстрела — найденная у покойного о. Дернова австрийская пулеметная лента, привезенная с войны одним родственником. Елабужские власти, расстреляв о. Дернова, бросили его труп у мельницы. Арестованные сыновья о. Дернова, узнав о трагической кончине своего отца, бросили злодеям одно слово: «Душегубы». И за это слово, сказанное сгоряча, всех трех юношей без всякого суда повели к пристани и там расстреляли. Причем юношей не только убили, но зверски убили разрывными пулями… Страшные бывали времена, но таких еще не бывало. Не бывало и такого издевательства над духовенством, и когда это кончится — один Господь знает».

На похороны отца Павла Дернова и его сыновей Бориса, Григория и Семена собралось много народа. Даже находившийся в городе Елабуге карательный отряд не препятствовал проведению захоронения убитых. Все присутствовавшие рыдали в один голос. Такой трагедии в тихом уездном городе люди еще никогда не знали.

Отпевание невинно убиенных в Спасском соборе Елабуги 17 февраля 1918 года соборно совершили городские священники Василий Чернышев, Петр Морозов и Алексей Сатрапинский.

Погребение отца Павла Дернова и его сыновей состоялось на городском Троицком кладбище. Могила их была расположена слева от притвора храма, у двух тополей. По свидетельству дочери отца Павла Варвары Павловны Дерновой, гробы во время захоронения были помещены в специально приготовленный склеп.

В советское время Троицкое кладбище было варварски разорено. Троицкий храм разрушен, а могила Дерновых утрачена. Восстановить примерное место захоронения уже в начале XXI века помогли воспоминания старожилов. Лишь спустя 92 года после гибели священника Павла Дернова и его сыновей при непосредственном участии потомков Дерновых на предполагаемом месте захоронения был установлен надгробный памятник и отслужена панихида.

Многое еще предстоит сделать для увековечения памяти новомучеников. Крайне важно найти точное место их захоронения, что, возможно, позволит обрести и их святые мощи. Данью памяти священномученику Павлу Дернову и его невинно убиенным сыновьям должно явиться восстановление Троицкого кладбищенского храма, рядом с которым находится склеп новомучеников.

Наряду с восстановлением Троицкого храма следовало бы восстановить и весь Троицкий некрополь, где, как недавно выяснилось, оказались погребенными десятки священнослужителей и церковных благотворителей Елабуги и ее окрестностей, память о которых, казалось, была навсегда стерта из памяти потомков.

В своем послании Святейший Патриарх Тихон призывал: «Если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого Апостола: кто нас разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? (Рим. 8:35)».

Верные воины Христовы и сыны Русской Православной Церкви, протоиерей Павел Дернов и его сыновья Борис, Григорий и Симеон в точности исполнили призыв своего Первосвятителя, Патриарха Московского и всея России Тихона, который молился об убиенном пастыре и его детях 31 марта 1918 года на Литургии, совершенной в память всех убиенных за веру и Церковь Православную[14].

Общецерковное прославление

Освященный Архиерейский Собор 24-29 июня 2008 года, будучи первым Собором Русской Православной Церкви с участием епископата Русской Зарубежной Церкви, в одном из своих определений поручил Священному Синоду по надлежащем рассмотрении «принять решение по вопросу, связанному с прославлением святых Русской Православной Церковью Заграницей, канонизированных в период разделения».

В 2013 году была создана рабочая группа по согласованию месяцесловов Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, которая занимается рассмотрением вопросов, связанных с почитанием на общецерковном уровне новомучеников и исповедников Российских ХХ века, канонизированных Русской Православной Церковью Заграницей в период разделения.

Новомученики Елабужские, очевидно, не были прославлены на Архиерейском Соборе 2000 года по недоразумению. Дело в том, что на момент их мученической кончины Елабуга входила в состав Вятской губернии, соответственно, отец Павел был клириком Вятской епархии. В связи с пересмотром границ губерний и созданием Татарской АССР в 1920 году Елабуга оказалась в составе этой новообразованной автономной республики — с 1991 года Республики Татарстан. В соответствии с этим приходы Елабуги еще в 1920 году перешли в состав Казанской епархии. Скорее всего, как это часто бывает, Казань понадеялась на Вятку, Вятка на Казань — в результате новомученики Елабужские так и не были включены в списки для общецерковного прославления.

Сейчас пришло время устранить историческое недоразумение. Почитание новомучеников Елабужских распространилось ныне не только в Казанской и Вятской епархиях, но и далеко за их пределами, в том числе и в русском зарубежье. Протоиерею Павлу и его сыновьям уже сейчас пишутся иконы, об их подвиге упоминается в службе Собору казанских святых, которая в настоящее время находится на рассмотрении в Синодальной богослужебной комиссии.

Прославление в лике святых протоиерея Павла Дернова и его чад не раз было предметом обсуждения церковных и светских историков. Отделы по канонизации Казанской и Вятской епархий ведут работу по сбору материалов, свидетельствующих о праведной жизни и мученической кончине протоиерея Павла и его сыновей.

И хотя вопрос об общецерковном прославлении протоиерея Павла Дернова и его сыновей Бориса, Григория и Симеона до последнего времени оставался нерешенным, клир и паства Казанской и Вятской епархий почитали их как своих небесных покровителей, что особенно ярко прослеживается в Елабуге — на месте их мученической кончины и погребения.

Святые новомученики Елабужские: священномучениче Павле и иже с ним убиенные Григорие, Борисе и Симеоне, молите Бога о нас!


[1] Ведомость о церкви Рождества Богородицы при Елабужской гимназии за 1905 год // Архивный отдел администрации г. Сарапула (АОАГС). Ф. 17. Оп. 1. Ед. хр. 19. Л. 112 об.

[2] В настоящее время село Караванное Тужинского района Кировской области. Никольский храм был закрыт после 1930 года. В настоящее время храм заброшен и разрушается.

[3] Аттестат воспитанника Вятской духовной семинарии Павла Дернова // НА РТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 8525. Л. 202.

[4] Диплом Казанской духовной академии Павла Дернова // НА РТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 9150. Л. 67 об., 67.

[5] В этом доме много лет располагался городской противотуберкулезный диспансер. В 2007 г. дом Дерновых был снесен якобы по причине ветхости, и на его месте построен жилой многоэтажный дом.

[6] Открытие школьного кружка трезвости в Елабужском реальном училище // Вятские епархиальные ведомости. 1916. № 16-17 (21 апреля). С. 483-484.

[7] Историческая записка о состоянии Елабужского реального училища за 25 лет его существования (1878-1903 гг.) / Сост. по поручению Педагогического Совета училища законоучитель, священник Павел Дернов. Елабуга: Печатня И. Н. Кибардина, 1903.

[8] Дернов П. А. Об освободительном движении в школьном мире. Елабуга: Печатня И. Н. Кибардина, 1906.

[9] Дернов П. Н. В. Гоголь как христианин по жизни и по произведениям // Вятские епархиальные ведомости. 1909.

[10] Торжество открытия в г. Елабуге «Юбилейной народной аудитории», сооруженной в ознаменование 300-летия Царствования Дома Романовых // Вятские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1913. № 50, № 52.

[11] Речь священника П. А. Дернова на празднике открытия библиотеки-читальни Елабуж-ского городского духовенства // Вятские епархиальные ведомости. 1914. № 18 (1 мая). С. 536.

[12] Дернов П., свящ. Масоны, как враги христианской церкви и государства. СПб.: Колокол, 1913.

[13] Петроградский церковно-епархиальный вестник. 1918. № 9. С. 3.

[14] За Христа пострадавшие: гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956: Библиографический справочник. С. 373.

Источник

Протоиерей Павел Дернов с тремя сыновьями были причислены к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября 2018 года для общецерковного почитания.

 

 

Дополнительно

Статья законоучителя реального училища и женской гимназии города Елабуги протоиерея Павла Дернова «Николай Гоголь, как христианин по жизни и по произведениям», опубликованную 36-м и 37-м номерах «Вятских епархиальных ведомостей».

На мою долю выпала обязанность сегодня, в день столетия со дня рождения великого нашего поэта Н. В. Гоголя, сказать о нем, как о христианине по жизни и по произведениям.

Постараюсь, при помощи Божией, насколько позволяет краткость времени, указать наиболее выдающиеся черты из жизни Гоголя, как человека-христианина, и христианские черты его поэтических творений.

Мать Н. В. Гоголя, Мария Ивановна, еще до рождения его обещала, если у нее будет сын, дать ему имя Николай, и просила священника соседнего села молиться до тех пор, пока ему не дадут знать о счастливом событии рождения дитяти и попросят отслужить благодарственный молебен. Таким образом, с самого рождения, испрошенного молитвой и встреченного молитвой же благодарения Богу, в душу дитяти благочестивою матерью заложены были семена того глубокого религиозного чувства, которое с годами все более и более крепло в нем и, наконец, овладело всем существом Николая Васильевича. Еще в школе, в Нежинской гимназии, его называли смиренником, идеалом кротости и терпения. Из этого кроткого и смиренного отрока вырос постепенно глубоко верующий истинный христианин, который и на себя, и на все в мире смотрел с строго религиозной точки зрения. Религиозность была всегдашней чертой его характера с ранней молодости, по крайней мере, с самых первых его записанных мыслей и дум, с детских писем к матери, в которых еще ребенок Гоголь постоянно ссылается на промысел Божий, говорит о высших велениях. На его долю выпало в жизни множество страданий и внешних, физических, от слабого и болезненного состояния здоровья, и внутренних, нравственных; часто он буквально изнывал под бременем их, но глубокая вера в Бога, устраивающего жизнь человека к лучшему и благодающего нам в самых несчастиях, помогала Гоголю безропотно и с полною покорностью воле Божией переносить их. Один, долго и много изучавший жизнь Гоголя по его письмам, литератор приходит к такому выводу, что «Гоголь беспредельно несчастный человек», а другой, благоговея пред его христианским смирением, покорностью воле Божией и постоянным молитвенным обращениям к Богу за помощью в трудном жизненном подвиге, находит нужным внести поправку в этот вывод и называет Гоголя святым человеком («Правосл. собес.», 1902 г., июль-август, стр. 131). С ранних детских лет, в школе в Гоголе уже обнаруживались задатки его природного дара поэтического творчества, а также сознания необходимости приносить пользу своим ближним, обществу, государству.

По окончании Нежинской гимназии он ищет возможности приносить эту пользу на гражданской службе, но она скоро разочаровала его. С течением времени Гоголь убедился, что призвание его — литературная деятельность. Первые его произведения «Вечера на хуторе» были встречены публикою и критикою восторженно. Это и положило начало его жизненному подвигу быть живописателем действительности печальной, вопиющей, пошлой, изобразителем прозы жизненной, той трясины суетной, в которую засасываются люди и в которой гибнут и глохнут все добрые их инстинкты, силы и дарования. Убедившись в своем даровании, Гоголь никогда, даже и в самом начале его литературной карьеры, не увлекался дешевым успехом, а предъявлял к себе с течением времени все более и более строгие требования. Из-за этого он становится в разлад со всеми окружающими и даже с самим собою, со своими первыми, недостаточно, как ему казалось, серьезными и публикой не понятыми, превратно истолкованными сочинениями. К великому своему разочарованию и огорчению, Гоголь увидел, что за ускользнувшею для публики душою его сочинений остался один только его смех, который возбуждал гнев, ненависть, озлобление и другие дурные чувства в одних и дал повод к унижению его родины и народа для других. Не поняли великих замыслов Гоголя потому, что еще недостаточно ясно, сильно и полно они были им воплощены. И вот Гоголь сам осуждает свои работы, отрекается от них, он искренне желал бы уничтожить первый том «Мертвых душ» и сжигает уже готовый, но не напечатанный второй том для того, чтобы снова, в более совершенном виде, написать его. Не желая злоупотреблять богодарованным талантом, Гоголь стал готовиться к трудам более серьезным и плодотворным, чтобы, как писал он в своей авторской исповеди, «исполнить долг, для которого он призван на землю и для которого именно даны ему способности и силы».

Идеал христианского совершенствования бесконечен и безграничен; самые великие подвижники, как известно, чем более вырастали, возвышались духовно, тем более мысленному взору их открывалось их несовершенство. То же осуществилось и в жизни, в личности Гоголя. Первым делом Гоголь без колебаний бросил все прежние должности, общество друзей своих, Петербург и самую Россию — чтобы вдали и в полном, неразвлекаемом уединении воспитывать себя к высокому призванию писателя и все силы свои посвятить новому, более глубокому, осмысленному и христиански одухотворенному творчеству. Долгими, уединенными подвигами ума и духа Гоголь постепенно приблизился к религиозному экстазу; вера и энергия религиозного чувства направили все его помыслы, чувства и настроения в одну определенную сторону, так что совершенно естественным и сознательным мыслительным процессом Гоголь дошел до того, что стал, по свидетельству Шевырева, «выше всего» людского и земного, сделался, по словам К. Аксакова, «христианином, подвижником, монахом», стал «праведным человеком», как называли его иноки Оптиной обители, куда он совершил паломничество. И прежде всегда любивший чтение серьезное и богословское, Гоголь теперь обложил себя книгами исключительно религиозно-нравственного содержания, читал творения святых отцов, изучил богослужение и даже написал «Размышление о Божественной литургии»; искал беседы с духовными лицами. Вера стала для Гоголя не только бережно хранимым в душе сокровищем, но и основою всей его деятельности и поведения; он свободно и радостно подчинился не только Христу, но и Его святой Церкви со всеми ее уставами; он строго соблюдал посты, посещал богослужения, совершал ночные моления и т. д. Исполнилось и заветное желание Гоголя: он совершил путешествие во Святую Землю. А между тем физические силы Гоголя, и прежде не крепкие, теперь, с усилением подвижничества и внутренней работы духовной, видимо таяли и слабели: Гоголь постепенно сгорал от внутренняя огня.

В таком положении застала Гоголя масленица 1852 года. К этой поре он особенно ослабел: он даже почувствовал приближение смерти и совершенно сознательно и спокойно заявил своим друзьям: «Я готовлюсь к страшной минуте». В ожидании столь великого в жизни христианина момента, как переселение в вечность, Гоголь прекратил совсем работу над сочинениями и даже потом (ночью на вторник второй недели поста) уничтожил, сжег все, что у него осталось на руках, порвавши, таким образом, всякую связь с земными делами и заботами. Зато он еще больше усилил свое подвижничество; все дни наступившего Великого поста он проводил в молитве, говел, несколько раз обобщался, питался почти одной только просфорой и святой водой, у всех приходивших к нему слезно испрашивал прощения и молитв.

Впрочем, благоговейно преклоняясь пред святынею души великого человека, не будем больше поднимать завесу, скрывающую от мира непонятные миру покаянные подвиги последних дней Гоголя: мир, пекущийся и молящий о мнозе служб, не понял тогда, да и теперь едва ли захочет понять Гоголя, едва ли оценит решимость и поведение этого истинного христианина, который, очевидно, приступая к вратам вечности, яве сознавал, что человеку — едино есть на потребу… Только, в противовес сплетням о мнимом сумасшествии Гоголя, нужно сказать, что память Гоголя не ослабевала и сознание не покидало его до последней минуты: еще накануне кончины он не только узнавал всех, а, например, заботился о судьбе своего крепостного человека, ходатайствовал за одного молодого человека, сына своего духовника, рассылал последние, оставшиеся у него на руках, деньги бедным и по церквам на свечки. Между прочим известному А. Ст. Хомякову, который желал утешить умирающего, Гоголь совершенно спокойно и твердо сказал: «Я уже готов и — умру». Очевидно, Гоголь с открытым и светлым взором встречал смерть: ему легко было переходить в мир духовный, потому что он не был для него темной и страшной загадкой. 21 февраля, в четверг второй недели поста, утром, совершенно тихо, незаметно для окружающих, без боли и страданий, поистине, как свечка Божия, Гоголь догорел, и, по воспоминаниям присутствовавших, спокойная улыбка праведника озарила изможденное лицо новопреставленного раба Божия («Правосл. собес.», 1902 г., июль-август, стр. 126-130). В написанном за несколько еще лет до смерти завещании Гоголь обращается к ближним своим с такой просьбой: «Прошу покрепче помолиться о душе моей, а вместо всяких погребальных почестей угостить от меня простым обедом нескольких не имущих насущного хлеба» (Сочин. Гоголя изд. Маркса, т. VII, 8).

Таков жизненный христианский путь Гоголя.

Источник



Метки: , , , ,


ПнВтСрЧтПтСбВс