память архимандрита Матфея (Сунцова) (в миру Михаил Андреевич, 1895),
Подвижник веры и благочестия архимандрит Матфей родился в городе Вятке 22 октября 1813 года, в благочестивой мещанской семье Андрея Егоровича и Анны Агафонниковны Сунцовых. В святом крещении был наречен Михаилом в честь Архистратига Михаила. Отец его имел крепкие крестьянские корни, мать была дочерью сторожа Воскресенской церкви города Вятки.
Михаил рано лишился отца и рос под приглядом боголюбивой матери и старшего брата Степана в доме своего деда при Воскресенской церкви. Отрок Михаил научился молитве, выучился чтению и письму и был твердо наставлен в Законе Божием. Часто бывая в церкви, он полюбил чтение Священного Писания и церковную службу, отличался скромностью и благочестием.
До 25 лет Михаил пробыл в послушании матери, помогая брату, который к тому времени стал купцом. Однако его душа хотела жизни иноческой. Поэтому в 1839 году родные отпустили Михаила на три года в Соловецкий монастырь обещанником, на испытание. А через три года, основательно проверив себя и утвердившись в намерении посвятить жизнь служению Богу в монастыре, Михаил отпросился у родных в монастырь насовсем. 18 мая 1842 года, по его прошению и увольнительному свидетельству Вятской казенной палаты, с согласия гражданского губернатора, Михаил Андреевич Сунцов был определен в число послушников Соловецкого монастыря.
Шесть лет послушник Михаил молился и безотказно трудился, усердно проходя послушания, преодолевая с Божией помощью многие трудности и искушения; наконец его заветное желание исполнилось: 9 мая 1848 года он был пострижен в монашество в Соловецком монастыре. При постриге получил имя Матфей, в честь святого апостола и евангелиста Матфея.
От внимания настоятеля и старшей братии не укрылись ни кротость и смирение монаха Матфея, ни особое рвение к послушаниям, ни стремление к священному служению. Поэтому через три с половиной месяца после пострига, 29 августа 1848 года, он был рукоположен во иеродиакона, а еще через год, 31 августа 1849 года — во иеромонаха. С тех пор главным деланием иеромонаха Матфея стали молитва и церковная служба, поскольку, согласно Уставу Соловецкой обители, все священнослужители (за исключением занятых на некоторых трудовых послушаниях) обязаны были присутствовать на всех службах суточного круга.
Ещё через четыре года, 6 октября 1853 года, иеромонаху Матфею было поручено исполнение должности наместника Соловецкого монастыря. В этой должности он был окончательно утверждён 22 августа 1854 года и с небольшими перерывами исполнял её до мая 1866года.
В то время в Соловецком монастыре наместник являлся вторым лицом после настоятеля и его ближайшим помощником во всех областях управления. Наместник фактически руководил повседневной хозяйственной жизнью обители, принимал и отпускал трудников, нанимал рабочих, по его представлению отпускались средства рабочим и мастерским, его помощниками были эконом, старосты и нарядчики послушаний. Ежедневно утром наместник докладывал настоятелю о течении хозяйственной жизни в обители, получая от него указания и рекомендации. Монашествующие и трудники с различными прошениями обращались сначала к наместнику, а если он не мог решить вопрос самостоятельно, — к настоятелю. В монастыре в то время было более 200 человек братии, треть из которых — в священном сане, около 600 трудников и около 200 наемных рабочих. То есть иеромонах Матфей руководил трудами почти тысячи человек.
Довелось ему руководить и военными приготовлениями. В 1853 году началась Крымская война. В июле 1854 года военные корабли англичан — союзников Турции – вошли в Святую бухту Соловецкого монастыря, начался обстрел монастыря из корабельных орудий. Монахи же, отказавшись пустить врага в монастырь, усилили молитву, пошли крестным ходом вокруг монастыря по монастырским стенам и стали приводить в порядок старинное оружие, хранившееся в подвалах монастыря. Милостию Божией в монастыре никто не пострадал от обстрела, а англичане вскоре убрались восвояси.
За двадцать семь лет трудов в Соловецком монастыре священноначалие и светские власти не раз отмечали труды подвижника различными наградами:
Священноначалие характеризовало его так: «Отлично хороших качеств, жизни строгой, постнической, к послушаниям весьма способен и неутомимо ревностен, деятелен и усерден в своей должности».
В 1866 году, прожив в Соловецком монастыре 27 лет, сроднившись с ним и напитавшись его духом, иеромонах Матфей был переведен в возобновляемый Троице-Стефановский Ульяновский монастырь Устьсысольского уезда Вологодской епархии и назначен его настоятелем-строителем. На этой должности он находился вплоть до своей смерти. Согласно Указу Святейшего Правительствующего Синода (за №1251) от 17 мая 1866 года он был направлен туда вместе с иеромонахом Паисием, иеромонахом Амвросием и иеродиаконом Феофилактом. Подвижнику было 52 года. Человек еще крепкий силами, глубоко преданный иночеству, молитвенник, постник, стяжавший опытность в делах монастырского общежития.
Переводу подвижника в Ульяновский монастырь предшествовало учреждение в Устьсысольском уезде Вологодской епархии общежительного Троице-Стефановского Ульяновского мужского монастыря. Ульяновский Монастырь был основан ещё святителем Стефаном Пермским в конце XIV века, позднее разорён язычниками, в середине XVII века восстановлен трудами московского священно-инока Филарета Тюрнина, но позднее упразднён. Вновь был учреждён с соизволения Государя Императора в 1860 году, по желанию духовенства и жителей зырянского края. В их ходатайстве об открытии монастыря говорилось, что в Устьсысольском и Яренском уездах, населенных зырянами, на протяжении более 1000 верст нет ни одной обители, в коей бы можно было найти зырянину тихое пристанище для избавления от житейских треволнений и для спасения души. Однако вновь открытый монастырь находился в положении крайнего запустения. Через четыре года после открытия, в 1864 году, в нем подвизалось лишь малое количество иноков преклонного возраста. Они просили Вологодского епископа вызвать к ним одного из опытных в духовной жизни старцев Соловецкого монастыря, который принял бы обитель под свое настоятельство, приведенных с собою подвижников из числа Соловецкой братии определил в должности казначея, духовника и эконома и ввел бы Соловецкий общежительный устав. Поддерживая эту просьбу, Вологодский Преосвященный Христофор обратился к настоятелю Соловецкого монастыря, а настоятель – к братии Соловецкого монастыря, с просьбой помочь братии Ульяновской обители. В своём ответе Вологодскому Преосвященному настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий в октябре 1864 года писал:
«……..изъявили согласие на поступление в Ульяновский Монастырь следующие из Соловецкого братства лица: в должность настоятеля иеромонах Матфей, бывший более десяти лет наместником Соловецкого монастыря и совершенно сведущий во всех частях монастырского общежития, и в помощь ему для занятия должностей: казначея — иеромонах Паисий, духовника — иеромонах Амвросий, эконома — иеродиакон Феофилакт и кроме того послушник Федор Ватаманов из зырян.
Долгом своим считаю удостоверить Ваше Преосвященство, что вся означенная братия избраны мною к послушанию в Стефановский Ульяновский Монастырь с отличными нравственными качествами и испытанной иноческой жизни».
го по своему мудрому изволению».
Хотя и хорошо шли дела в обители, архимандрит Матфей не давал себе покоя. Дни подвижника проходили в непрестанных трудах и молитвах. Архимандрит Матфей неустанно заботился о духовной жизни монастыря, о неукоснительном соблюдении и исполнении церковного богослужения по Соловецкому уставу, завел строгий порядок чтения Неусыпаемой Псалтири с поминовением всех имен, когда-либо включенных в синодик. Летописец монастыря свидетельствует: «Днем он трудился на постройке, зорко смотрел за ходом дела; утром всех раньше разбудит пономарей, прежде их, пока они еще одеваются, уйдет в церковь, зажжет лампадки, свечи, и, когда придут пономари, то у него уже все готово. Неуклонно изо дня в день трудился он, пока не оставили его силы и зрение». Видя пример истинно христианской жизни и самого искреннего, древлеотеческого благочестия архимандрита Матфея и других подвижников, монастырь стали посещать и постепенно возвращаться в православную церковь живущие в окрестных селениях раскольники.
Под руководством архимандрита Матфея монастырь возрастал духом, числом братии, постройками, хозяйством. Через 5 лет с начала восстановления в нём было уже 70 человек братии, не считая обещанников и рабочих. После всех трудов поздно вечером и до глубокой ночи братия приходили к архимандриту Матфею для открытия помыслов и за духовным советом. Отец Матфей, хотя и устав от дневных трудов, никогда никому не отказывал в беседе и наставлении. Если случались в монастыре недоразумения и нестроения, братия шли к настоятелю, и, побыв у него, получив его благословение, обнаруживали, что по молитвам отца Матфея недоразумения разрешались. В своей ночной келейной молитве отец Матфей всегда молился о братии, о благополучии монастыря, о благотворителях и благоукрасителях обители. Видя труды и подвиги подвижника, многие, приходя в святую обитель, решали спасаться под его духовным руководством. У архимандрита Матфея было много духовных чад не только из монашествующей братии, но и из мирян, которые обращались к нему как к опытному и прозорливому старцу.
Всего за пять лет трудами архимандрита и братии в обители были возведены братские корпуса и храм. Внутри храм был богато и обильно украшен святыми иконами, многие иконы были покрыты серебряными ризами, а некоторые украшены жемчугом и драгоценными камнями. Богослужебных сосудов, напрестольных крестов и Евангелий, подсвечников и лампад, равно и облачений в ризнице было достаточное количество, всё новое и большею частью ценное, включая сюда и неоцененную святыню: два серебряные ковчега, вроде гробниц, с частицами святых мощей. Соборный храм был доведен до крыши и казался громадным. При Монастыре были построены гостиница для богомольцев, разные мастерские, баня, прачечная, скотный двор, мукомольная мельница и кирпичный завод. На нем заготовлялся кирпич для новой колокольни.
Летом 1871 года, в день памяти Святой Равноапостольной княгини Ольги, монастырь посетил Вологодский Преосвященый Палладий. После торжественного Богослужения Преосвященый Палладий благословил насельников обители и внимательно осмотрел весь монастырь. «Ну, отец архимандрит, — сказал Преосвященный в одну из откровенных бесед с настоятелем, не чаял я встретить здесь то, что нашел. Ведь я ехал сюда с целью закрыть Монастырь, но теперь воочию убедился, что мне о нем наговорили много клеветы; устроили Вы здесь целую Лавру и теперь не о закрытии помышлять, а остается бесконечно благодарить Вас за все, отец настоятель». Так с Божией помощью были разрушены козни врага рода человеческого, стремившегося опорочить и доброе дело, и доброе имя подвижника.
В 1872 году отец Матфей, братия и множество наёмных рабочих трудились на внутренней отделке собора, начали строительство колокольни. Не упускали и полевых работ, улучшали и расширяли все внутреннее хозяйство обители: разрабатывали огороды, увеличивали пахотные поля, расчищали сенокосы, улучшали скотоводство. По мудрому усмотрению, ко всякому делу приставлены были способные и усердные люди, преданные интересам обители, за всем зорко смотрели неусыпные глаза архимандрита Матфея и его помощников. В тот год в монастырь был привезен огромный 300-пудовый колокол, отлитый благотворителями. Со всех окрестных деревень собрались люди, чтобы помочь перенести колокол от реки в монастырь. Колокол был повешен на столбы и освящен при большом скоплении молящихся. Звучно раздался звон, возвещая о славе, торжестве и радости обители.
В начале 1873 года был освящен центральный придел в нижнем этаже собора. Придел освятили в честь Нерукотворного Образа Спасителя. На освящение приехало множество богомольцев: благотворители и благоукрасители обители, священники, зыряне Устьсысольского и Яренского уездов, а также и население некоторых уездов соседних губерний. Храм, несмотря на его обширность, не мог вместить прибывших богомольцев. Большая часть их стояла на улице, невзирая на январскую стужу.
С этого времени богослужения стали совершаться в каменном соборном храме. Службы в монастыре были красивые, торжественные, благоговейные, особенно когда служил архимандрит Матфей.
С Божией помощью трудами архимандрита Матфея и братии обитель возрастала, и слава о ней и её настоятеле распространялась всё шире. В январе 1874 года состоялось освящение двух боковых приделов в нижнем этаже собора: на правой стороне — во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, на левой — Святителя Стефана Пермского. Вновь обитель принимала сотни гостей – богомольцев, их было вдвое больше, чем в предыдущем году. Почти 20 священников сослужили архимандриту Матфею в праздничные дни освящения приделов. Трапезовали в несколько очередей, а чтобы разместить паломников, приехавших из дальних мест, на ночлег, монахи уступили им свои кельи. Многие паломники хотели попасть на беседу к архимандриту Матфею, но при таком стечении верующих были рады хотя бы подойти к нему и получить благословение. Некоторые из усердных богомольцев жили в монастыре неделями, чтобы попасть на беседу к настоятелю.
В конце лета того же года Вологодский Преосвященый Феодосий вновь посетил святую обитель и совершил Богослужения по архиерейскому чину. Промыслом Божиим это произошло 21 июля 1874 года, ровно через восемь лет с того памятного дня, когда архимандрит Матфей впервые вступил в Ульяновскую обитель на должность настоятеля. За эти восемь лет обитель, трудами и молитвами настоятеля и его усердных товарищей, из нищей и убогой стала устроенной и процветающей, значимой для всей России.
Летом 1875 года отцы-строители обители завершили строительство и отделку собора. Верхний придел соборного храма был освящен во имя Святой Живоначальной Троицы. В признание трудов настоятеля и братии обители, архимандрит Матфей, удостоился получить от Государя Императора награду — орден Святой Анны 2-й степени, а митрополит Московский и Коломенский Иннокентий благословил отделить для монастыря частицу от мощей Святителя Стефана Пермского, просветителя зырян, что стало ещё одним знаком проявления милости Божией.
В 1876 году на новую монастырскую колокольню были подняты колокола. Это происходило при стечении и помощи верующих из окрестных поселений[2].
Весной 1877 года архимандрит Матфей благословил строительство монастырской стены с четырьмя башнями по углам. Над южными святыми вратами в стене была устроена церковь во имя Архистратига Михаила.
В 1878 году вблизи обители было заложено здание 3-х этажной гостиницы для паломников.
Летом 1879 года обитель вновь удостоилась архипастырского визита: вологодский Преосвященный Феодосий служил в обители четыре дня, он освятил храм Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, что под колокольней; за служением Владыки было несколько посвящений в диаконы, иеродиаконы и иеромонахи. Расставаясь с монастырём, Преосвященный Феодосий с глубоким чувством благодарил настоятеля и всех подвижников за устроение обители, преподал наставление о соблюдении мирной, Христолюбивой братской жизни и простился с теплыми, сердечными пожеланиями успехов и благословения Божия.
С благословения Преосвященного осенью 1879 года архимандрит Матфей в сослужении монастырского духовенства совершил освящение храма во имя Святителя Николая Чудотворца, что во втором этаже колокольни.
Теперь обитель была в основном построена. Четыре храма, Троицкий собор, величественная колокольня, братские корпуса, двухпрестольная церковь и гостиница для паломников за стенами монастыря, многочисленные хозяйственные постройки. Братская жизнь многочисленной братии в обители совершалась по Соловецкому уставу, неотступно во всех подробностях исполняемому. Сотни паломников, посещавших обитель, принимались с любовью.
По свидетельству современника: «под неутомимым присмотром отца Матфея и его достойных сотрудников в какие-нибудь 20 лет из запустения и ничтожества устроилась Ульяновская обитель в красе и благолепии, не уступающая в настоящем ее состоянии тем, которые существуют целые столетия; устроилась не в центре деятельной жизни, не вблизи богатых городов и пышных столиц, но среди метелей и снегов на дальнем севере, у народа бедного средствами, но богатого верою и чистотой души. Вместо убогих и ветхих деревянных построек теперь красуются каменные здания; кресты святых храмов обители золотом горят на синеве неба; звучно и торжественно льется в воздухе радостный и мощный звон, призывая богомольцев. Воистину Господь возлюбил место сие и восхотел прославить подвиги своего угодника Стефана, апостольски подвизавшегося в здешней стране! В непостижимом успехе старцев по устроению обители несомненно действовал Промысел Божий!»
В воздаяние за неисчислимые заслуги, по представлению Преосвященного Израиля, архимандрит Матфей в 1890 году «за отлично-усердную службу и благоустройство в обители пожалован орденом святого Владимира 4 степени».
Хозяйство Ульяновского монастыря велось внимательно, экономно и умело, что было примером для других обителей епархии. В 1893 году Преосвященный Израиль постановил: «Настоятелю Троице-Стефано-Ульяновского монастыря с старшей братией объявить мою благодарность за разумное и бережливое ведение монастырского хозяйства».
Архимандрит Матфей с готовностью помогал нищим и бедным и всегда был отзывчив на нужды епархии. Когда в Устюге открылось епархиальное женское училище, отец Матфей от себя и обители оказал значительное пособие бедным девицам духовного звания, обучавшимся в училище, за что в 1891 году ему было преподано благословение Святейшего Синода с грамотою. В бытность Преосвященного Варсонофия в Ульяновском монастыре, в 1893 году, архимандрит Матфей и старшая братия с живым сочувствием встретили предложение Преосвященного учредить в обители церковно-приходскую школу и в том же году ее открыли, c содержанием учителя и учеников от монастыря. В неурожайный 1884 год монастырь был вынужден закупать зерно, однако по благословению настоятеля братия делилась продовольствием с нуждающимися.
От постоянных трудов и ночного бдения архимандрит Матфей начал слабеть зрением. Поездка к столичным врачам не дала исцеления, в конце земной жизни подвижник был обречен на слепоту. Он без ропота нёс тяжкий крест болезни в течение долгих 15 лет, до свой блаженной кончины. Несмотря на слепоту, он занимался управлением обители. Все бумаги шли от его имени.
Архимандриту Матфею довелось проводить в путь всея земли всех своих сподвижников, прибывших с ним из Соловецкой обители. После радостной встречи Воскресшего Господа он тихо скончался во вторник на Фоминой неделе, 11 апреля 1895 года. Исповедовал его и причащал Божественных Тайн духовник монастыря, иеромонах Гедеон. Перед кончиной Архимандрит Матфей призвал братию и преподал всем благословение, испросив у всех прощения и молитв. Он был погребен казначеем обители иеромонахом Палладием, в сослужении всех иеромонахов монастыря и священников соседних сельских приходов, в часовне при Троицком соборе, «где читается Неусыпаемая Псалтирь», рядом с упокоившимся тремя годами ранее иеромонахом Паисием. На погребение отца настоятеля стеклось множество народа, заполнившего не только храм, но и всю территорию обители. Каждый хотел подойти ко гробу и прикоснуться к нему, некоторые получали исцеление от прикосновения ко гробу.
Архимандрит Матфей упокоился под чугунной плитой с надписью: «На сем месте погребен Настоятель Священно-Архимандрит о. Матфей. Происходил из купцов г. Вятки, в монашество поступил в 1839 году в Соловецком Монастыре. В 1866 г. Указом Святейшего Синода перемещен в Троицко-Стефано-Ульяновский монастырь на должность Настоятеля. Скончался 11-го апреля 1895 г. на 81 году от рождения».[3]
Архимандрит Матфей оставил Духовное завещание братии монастыря. Оно навсегда стало духовным отеческим наставлением основателя обители последующим поколения монашествующих.
ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ АРХИМАНДРИТА МАТФЕЯ
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Возлюбленнейшие о Господе отцы и братия!
Помня заповедь Спасителя нашего, рекшаго во святом Своем Евангелии: «Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в онь же Сын Человеческий приидет», я, грешный, благоволением Божиим достигнув дней глубокой старости, и к тому же еще при болезненном моем положении, длящемся несколько уже лет, более всего должен ожидать сего часа смертнаго, часа страшнаго и вожделеннаго; последнее мое слово вещаю вам ныне, в онь же день Господь судил мне оставить временную сию жизнь и перейти в вечность.
Но, чада мои, присно мне возлюбленныя, прежде, нежели душа моя предстанет пред страшное и нелицеприятное судище Христово, прошу и молю вас коленопреклоненно, — простите меня за все мои ошибки и недостатки, и если кого либо из вас как человек оскорблял чем нибудь, равно как и я всех вас прощаю и разрешаю, и вознесите ныне наипаче горячия сыновния ваши мольбы ко Господу, да обрящу я милость у Него. Ибо хотя я, при помощи Божией, старался всегда исполнять должность свою по силе своей, возлагая всю надежду на Бога, восполняющаго недостающее и изводящаго честная от недостойнаго, но при всем том вполне сознаю, что далеко не соответствовал тяжелой и неудобоносимой своей обязанности. Кроме того, если и праведник, по слову писания, едва спасается, то где аз грешный явлюся? Помяните ныне, возлюбленныя мои чада, оныя мои попечения и многия скорби, которыя я имел со дня моего вступления на сие пустое место ради вашего блага и спасения, без всяких средств, с единым упованием на Всесильную Десницу Божию; покройте мои великие недостатки вашею любовию, что будет достойно вашего священнаго звания.
Ради собственнаго вашего блага прошу и убеждаю вас, не нарушайте и не сокращайте церковнаго богослужения, заведеннаго по уставу Соловецкому, исполняйте усердно поминовение имен благодетельских, чтобы синодики, заведенные в обители, неопустительно читались как положено. Ибо оставление или небрежение относительно сего нашего дела весьма ответственно для нас пред Господом. Будем помнить милость благодетелей наших и их помощь обители во время нужды, ибо их благочестивое благотворение поддерживает и восполняет наши нужды; сие нам никогда забывать не должно, а воздавать, как обязались, молитвою за их милость. Судьбы будущия обители неизвестны и заключатся в Деснице Божией. Также памятовать должно, что многие приносят обители свои посильныя жертвы, часто из последних средств, с лишением и ограничением своих нужд. Крайне грешно будет наше неисполнение их усердия; внимайте долгу совести, ибо за это спросится с нас на суде Божием.
Как во дни моего с вами земнаго пребывания, я многократно просил и увещавал вас, во имя заповеди Христовой и ради собственной вашей пользы временной и вечной, хранить между собою мир и любовь братскую и взаимное снисхождение друг к другу, и общее согласие и единодушие, всячески избегая всякаго нестроения внутренняго и разногласия, так и теперь, хотя и безгласно, чрез сие письменное к вам мое увещание и слезное отеческое моление, напоминаю, прошу и молю вас: храните мир и любовь и взаимное братское единомыслие; не ищите каждый своего «я» и ради такого богопротивнаго себялюбия не забывайте вашей общей пользы, общаго блага и чести обители и братии. Где мир и любовь, тамо и Бог, а где Бог, тамо всякое добро. Мир и единодушие составляют твердое ограждение и благоустроение всякаго общества; при внутреннем несогласии падает всякий дом и всякое общество.
Разставаясь с вами, дражайшие мои отцы, братия и чада, вручаю вас Господу и Его Пречистой Матери, и покрову святаго Стефана Пермскаго, просветителя страны сея и первому молитвеннику о новопросвещенных своих чадах, в честь котораго и обитель сия устроена, купно и преподобным и богоносным отцам нашим Зосиме и Савватию Соловецким, откуда и порядок и весь строй монастырской жизни перенесен сюда, по благословению Святейшаго Синода.
Преемника себе не назначаю, но благословляю избрать из своей среды, и кого изберете вы из среды своей общим советом и единодушным изволением о Господе себе во игумена, того избираю и я. Всесильный Господь, молитвами Святых, да подкрепит избраннаго вами в Его служение на прославление Святаго Имени Господня! Скажу еще, что я избрал себе преемника отца Паисия и ходатайствовал пред начальством о возведении его в сан игумена, что и было уважено; но Господь судил иначе, ранее меня призвал его к Себе, а потому теперь вас самих и прошу, и молю об избрании. С своей же стороны вы, отцы и братия, храните мир и единение духа с вашим настоятелем, терпеливо переносите неизбежныя взаимныя тягости и, памятуя, что вас избрал Господь на служение Себе, в чувстве благодарнаго сердца, всеми силами старайтесь быть достойными небеснаго звания вашего.
Прошу и увещаваю вас, возлюбленные отцы и братия, сохраняйте установленный порядок общежития и церковнаго богослужения; приходящих всех богомольцев, кто бы они ни были, и богатых и бедных, кормите трапезой монастырской, как заведено нами с перваго дня вступления в обитель сию, когда еще ничего не было, и по силе возможности помогайте и нищим, и бедным. Сам Господь засвидетельствовал во очию всех вас, воздая обильно Своими щедротами обители за сие малое с нашей стороны благотворение; сие соблюдайте неизменно, как было при мне, и не ограничивайте и после меня.
Жизнь же моя, братия, вам известна; я не позволял себе никаких излишеств роскоши ни в пище, ни в одежде, а довольствовался тою же братскою пищею и одеждою по уставу общежития, что говорю не ради похвалы, а ради общаго примера; покуда силы мои позволяли, я всегда каждый день присутствовал с вами за общим столом в трапезе, но когда Господь по грехам моим наказал меня болезнию и отнял зрение у меня, то и тогда, хотя я и не стал ходить в трапезу вместе с вами, но особеннаго приготовления для меня не делали, а ту же пищу приносили, что и вам предлагалась, а одежда моя вам известна.
Прощайте, мои драгоценные братия и отцы! Господь да благословит вас всех! От глубины души благодарю вас за все обилие вашей любви и уважение ко мне недостойному; поминайте, молю, меня в святых молитвах; прощайте! Мир вам! Аминь.
Сие мое завещание прочитать после моей смерти.
Подлиное подписал архимандрит Матфей.
Последователи отцов — строителей монастыря сохраняли обитель и братство, стараясь исполнять завещанное архимандритом Матфеем, и в полной мере разделили судьбу нашей Церкви в годы гонений. Двоих из них Господь прославил в лике новомучеников и исповедников Российских.[4]
В 1994 году в Троице-Стефано-Ульяновском мужском монастыре возобновилась монашеская жизнь. Настоятелем монастыря стал иеромонах, а позднее епископ Питирим (Волочков). Особое внимание Владыка Питирим уделил изучению, усвоению и применению опыта иеромонаха Матфея и всех отцов-строителей монастыря, ощущая их незримую помощь и поддержку. В 1994 году братией монастыря были обретены мощи архимандрита Матфея и его сподвижников. Мощи были найдены неожиданно. При расчистке куч мусора, оставшегося от разрушенного собора, была найдена надгробная чугунная плита архимандрита Матфея. Был пасмурный день. Когда подняли плиту, тучи расступились и яркий луч света осветил могилу. Под плитой лежали мощи. По свидетельству очевидцев, от мощей ощущалось благоухание, произошли исцеления.
В настоящее время на месте упокоения архимандрита Матфея, иеромонаха Амвросия, иеромонаха Паисия и иеромонаха Феофилакта ежедневно совершается заупокойная лития. Многие Богомольцы приходят к месту упокоения, заказывают панихиды по отцам-строителям монастыря, получая благодатную помощь.
Богоугодная жизнь праведников засвидетельствована даром чудотворения по их кончине. В монастыре ведется книга записи чудес и помощи подвижников в разных нуждах. Многочисленные паломники обители почитают подвижников, специально приезжают помолиться у мощей, зная, что Господь прославил отцов-строителей монастыря посмертными чудесами.
Литература.
[1] Эти святыни ныне находятся в Троице-Стефано-Ульяновском мужском монастыре. Крест хранится в алтаре храма Зосимы, Савватия и Германа, а одна из чудесно обретенных икон находится в иконостасе Успенского храма.
[2] Рассказы о том торжественном дне до сих пор можно услышать от окрестных жителей, которые хранят память о нём по рассказам своих прабабушек, а монастырская колокольня – до сих пор самая высокая в епархии.
[3] Ныне эта плита находится в Успенском храме Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря.
[4] Иеромонахи Платон (Коллегов) и Мелетий (Федюнев)
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |