память Апполинария Михайловича Васнецова (1933), живописец в жанре исторического пейзажа раскрыл красоту Древней Руси.
(25.07.1856, с. Рябово Вятского у. и губ.- 23.01.1933, Москва), живописец, график, театральный художник. Систематического художественного образования не получил. В 1872 г. окончил Вятскую семинарию. Занимался живописью у старшего брата, затем у худож. М. Ф. Андриолли (1870-1872), до 1875 г. жил в С.-Петербурге, продолжал занятия рисованием, пользуясь советами Поленова, Репина и И. И. Шишкина. В 1877 г. сдал экзамен на звание народного учителя, нек-рое время под влиянием идей народничества был преподавателем в школе с. Быстрица Орловского у. Вятской губ. В 1878 г. переехал в Москву. Входил в Абрамцевский кружок; с 1883 г. принимал участие в выставках, с 1888 г. член Товарищества передвижных художественных выставок, позднее участник художественных объединений «Мир искусства», один из организаторов Союза русских художников (1903) и др. В 1880-1886 гг. преимущественно как иллюстратор работал для журналов «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение» и др. В 1900 г. удостоен звания академика за исторические пейзажи Москвы. В 1901-1918 гг. преподавал пейзажную живопись в МУЖВЗ; в 1923-1930 гг.- в Техникуме кустарной промышленности (ТКП).
Основной темой творчества А. М. был пейзаж, с 1890 г. исторический пейзаж Москвы — новое явление в рус. искусстве; в основу его картин легли исторические и археологические изыскания. Архитектурная реконструкция облика древнего города гармонично сочетается с воссозданием быта и духа эпохи («Москва конца XVII столетия: на рассвете у Воскресенских ворот» (1900, ГТГ); иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове» (90-е гг. XIX в.).
Он много путешествовал по Украине (1890-1891), Крыму (1885-1886), Уралу (1890-1891). В нек-рых работах, написанных в результате этих поездок, заметно влияние Шишкина в передаче эпического характера пейзажа (напр., «Тайга на Урале. Синяя гора»; 1891, ГТГ). В 1898 г. совершил путешествие по Европе (Италия, Франция, Германия).
Создал эскизы к операм: «Снегурочка» (1885) для частной рус. оперы С. И. Мамонтова (эскиз «Слобода Берендея» в ГЦТМ), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова для Мариинского театра (1906-1907, часть в ГЦТМ), «Хованщина» (1897, часть в ГТГ и ГЦТМ), «Садко» М. П. Мусоргского (1901, часть в ГЦТМ) и др.
На протяжении 10 лет работал в Комиссии по сохранению древних памятников МАО, с 1918 г. ее председатель. В 1903 г. был избран чл.-кор., в 1906 г. стал действительным членом МАО. В 10-х гг. XIX в. участвовал в создании в Вятке Художественно-исторического музея, к-рый носит имя братьев В.
После 1917 г. занимался изучением древней архитектуры и искусства (пейзажи «Новодевичий монастырь. Башни», 1926, «Коломенское. Вид на Дьяково с ходовой паперти церкви Вознесения», 1927 — оба в ГРМ). В 20-х гг. создавал акварели по заказу Музея г. Москвы (ныне МИГМ), среди них — «Красная площадь во второй половине XVII века» (1925).
Автор теоретических трудов по искусству: «Художество: Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи» (М., 1908), «Облик старой Москвы» (История рус. искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1910. Т. 2). Музей художника в Москве (Фурманный пер., 6) создан в 60-х гг. по инициативе его сына, В. А. Васнецова (1901-1989), передавшего гос-ву помещение мемориальной квартиры, собрание произведений и семейный архив. Собрание музея насчитывает ок. 9 тыс. экспонатов.
А. М. похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Страница с Православной энциклопедии
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |