День вятского казака | Вятская Переправа День вятского казака — Вятская Переправа
День вятского казака
14 октября 

Как известно, территория Вятской губернии не относилась к традиционным казачьим землям, установившимся к началу ХХ столетия в Российской империи, т.е. таким, как земли одиннадцати Казачьих Войск России .
Но Казачество на Вятке было и оставило свой яркий след в истории нашего края.
Конечно это в первую очередь ушкуйники, одни из основателей Волжского и Донского казачества. Принесшие в казачество традиции, образ жизни и военное умение. Казаки на конях это уже потом, а сначала казаки на ладьях, стругах. Летописное упоминание за 1578 год, что в составе Волгского казачьего Войска появился Вятский отдел (сотня), которую возглавлял будущий покоритель Сибири Атаман Ермак Тимофеевич. Его отряд базировался в Вятском имении купцов Строгановых городке Кае (ныне Кай-городок Республики Коми) и ему было придано «…200 вольных мастеровых из Слободского уезда». Кроме того, в Вятке были приняты есаулы Ермака Тимофеевича Иван Кольцо и Илейка Муромец (будущий самозванец Лжедмитрий II). Долгое время эти есаулы состояли в охране вятских купцов Рязанцевых, ведущих торговлю с Астраханью «…сапогами, кожами, толокном и овсом…» и их стараниями были основаны казачьи поселения на Вятке: Казаковщина, Казаковцевы, Эсауловы .
Поход 1584 года в Сибирь Атамана Ермака Тимофеевича тоже потребовал дополнительных людских ресурсов – 200 человек на реку Туру и 200 человек на укрепление Пелымского городка. Их набирали в Слободском и Котельнических уездах. В том же году, Волгское казачье Войско набирало на Вятке 500 человек на укрепление крепости Терка (ныне это Наурский и Шелковской районы Чеченской Республики), которая в 1578 году стала центром Надтеречного Казачества (ныне Терское Казачье Войско).
Позднее, начиная с середины 17-го века, Казачьи Войска Российской империи «…приискивали себе потомков казаков с Вятки…». Так например, из выходцев Вятки проживающих в селе Ощепково, Тюменской губернии в 1761 году был сформирован Тобольский казачий полк Сибирского Казачьего Войска. В последующие годы, вплоть до Первой мировой войны, и другие Казачьи Войска «приискивали» на территории Вятки потомков вольных казаков. Якутский казачий полк 1899,1905-1906 годы, Уссурийский казачий полк 1905-1906 годы, Тобольский казачий полк 1896- 1897 годы, Терское Казачье Войско 1881-1889 годы, Сибирское Казачье Войско 1889-1895 годы, Семиреченское Казачье Войско 1891-1896 годы.
Знаменитая Отечественная война 1812 года тоже упоминается в хрониках о казаках Вятки. Когда Донской Атаман Матвей Платов бросил клич о казачьем ополчении на войну с Наполеоном, вятские городовые казаки не остались в стороне. Ими был сформирован пятисотенный казачий конный полк и шесть пластунских казачьих пеших команд общей численностью 1200 человек – всего 1700 казаков под началом войскового старшины Никиты Перминова, есаулов Игната Мосяка и Никифора Рожка (Рожкова). Перед уходом в поход, казаки заложили на месте обнаружения целебного источника часовенку в честь Иоанна Предтечи, а когда вернулись из заграничных походов в 1815 году, на трофеи в этих походах заложили каменную церковь Иоанна Предтечи. Также на средства казаков были построены Донская и Пятницкие церкви (ныне уничтоженные). Не стоит забывать и 1555 год, Судбищенская битва с крымским ханов Давлет-Гиреем, в котором участвовали вятские казаки атамана Бахтияра Зюзина.
По собранным материалам на севере Вятки, на территории нынешнего Подосиновского района Кировской области, вдоль реки Юг находились казачьи поселения Романово, Кошково, Ивково и другие. Там проживали казаки-северюки.
В настоящее время издана книга Меньшенина В.И. «Казаки-северюки» в четырёх томах, где подробно описывается их быт, традиции, воспитание молодёжи, ратные подвиги на всех войнах, которые вела Россия и уникальное обучение ратному искусству казака-северюка.
В дополнение к вышесказанному приведём цифры из мобилизационного плана Военного министерства Российской империи за 1909 год (№ 0024/Вятка/ИВ):
— от Вятской губернии мобилизационный ресурс иррегулярных войск первой очереди:
1. Шестисотенный конный казачий полк – личного состава 601 человек, из них офицеров 20, нижних чинов 578, фельдшеров 2, ветеринар 1; конского состава 900 голов, согласно справы.
2. Восемь пеших казачьих пластунских команд – личного состава 808 человек, из них офицеров 24, нижних чинов 775, фельдшеров 8, ветеринар 1; конского состава 89 голов, согласно справы, повозок на команду 8.
— от Вятской губернии мобилизационный ресурс иррегулярных войск второй и третьей очереди:
1. Четыре отдельные конные казачьи сотни – личного состава 404 человека, из них офицеров 12, нижних чинов 384, фельдшеров 4, ветеринаров 4; конского состава 560 голов, согласно справы.
2. Четыре пешие казачьи пластунские команды – личного состава 404 человека, из них офицеров 12, нижних чинов 387, фельдшеров 4, ветеринар 1; конского состава 45 голов, согласно справы, повозок на команду 8.
За годы Советской власти у людей была вытравлена память о хлыновских казаках-первопроходцах, казаках-северюках севера Вятской Земли и о том, что многие Казачьи войска России пополнялись свободолюбивыми вятчанами. В большевистской концепции истории, сформированной в 30-е годы 20-го века академиком Минцем Абрамом Исааковичем, им совсем не нашлось места, да и само слово «казак» находилось под большим запретом. Даже в начале 60-х годов прошлого века в партийных органах области находились чиновники, которые в биографии старого коммуниста, с древними казачьими корнями, Чалова Алексея Дмитриевича, слова «в казачьей семье, казачье происхождение, казачья станица» вымарывали красными чернилами и сверху писали, тоже красными чернилами «в крестьянской семье, крестьянское происхождение, крестьянское село». А чего стоят факты из архивов Управления НКВД СССР по Кировской области? Оказывается, за период с 1918 по 1949 годы 20-го века на территорию Кировской области (Вятской губернии) было переселено (смотри выселено или сослано) из южных казачьих регионов России (Донской, Кубанский, Терский, Астраханский) в три потока (1918-1928 гг., 1933-1939 гг.,1946-1949 гг.) 268 тысяч человек. И поныне, потомки сосланных казаков проживают на территории Вятского края и считают её своей родиной. Оно и понятно казак казаку брат по крови по вере по воле к свободе.Источник: https://www.chitalnya.ru/blogs/20732/
При копировании материалов с сайта, активная ссылка на оригинальный материал обязательна.
Все права защищены © chitalnya.ru

Данный материал начало размышлений на тему  истории казачества на Вятской земле.
Позднее дополним историю 20 и 21 века.
По традиции на Вятке в день Покрова Пресвятой Богородицы, проходят праздничные Богослужения, награждения и мероприятия посвященные празднованию Вятского казачества.


Метки:


ПнВтСрЧтПтСбВс