протоиерей Стефан Кашменский | Вятская Переправа протоиерей Стефан Кашменский — Вятская Переправа
протоиерей Стефан Кашменский
10 февраля 

память протоиерея Стефана Никифоровича Кашменского (1889)

А знаете вы?

  • кафедральный протоиерей в Вятке.
  • Род. в 1817 г., обучался в Киевской духовной академии. По окончании в 1841 г. курса, все время служил в Вятке, был профессором в семинарии; потом рукоположен во священника.
  • Кроме педагогических трудов, главною своею обязанностью он считал миссионерскую деятельность. Он обратил в православие многих раскольников, язычников, лютеран, магометан и евреев.
  • В 1875 г. им открыта в Вятке противораскольническая школа для взрослых крестьян и по образцу ее открыты по епархии 32 школы в местностях, где много раскольников.
  • Много о. Кашменский и путешествовал с миссионерскою целью.
  • Им составлено: «Краткое руководство для собеседования с мнимыми старообрядцами» и много брошюр противораскольнического содержания.

протоиерей Стефан Кашменский (1817–1886)

Жизнеописание

Кашменский Стефан Никифорович родился в 1817 году в одной из южных губерний. Известно, что С.Н. Кашменский являлся выпускником Киевской Духовной академии, после поступил преподавателем логики и психологии в Вятскую духовную семинарию, где преподавал до 1853 года. 1846 год – принял священный сан с назначением в одну из церквей города Вятки. 1853 год – переведен на место законоучителя Вятской мужской гимназии. 1859 год – назначен по совместительству законоучителем Вятской Мариинской женской гимназии, где преподавал до 1865 года. 1866 год – определен кафедральным протоиреем 1867 год – оставил должность законоучителя и полностью посвятил себя миссионерской противораскольнической деятельности. Вошел в состав специальной следственной комиссии по решению проблем, связанных с сектой молокан в Вятской епархии. 1868 год – несколько месяцев провел в Сарпульском уезде; неоднократно выезжал в молоканские сёла для ведения бесед, основную работу развернул в сарапульском тюремном замке, где содержались арестованные сектанты. 1869 год – Святейший Синод, по представлению епископа Аполлоса, назначил Стефана Кашменского старшим миссионером Вятской православной миссии с указанием сосредоточить основные усилия на ликвидации молоканского движения в Сарапульском уезде. Вновь находился несколько месяцев Сарапульском уезде, где не только проповедовал среди местных молокан, но и вёл занятия с представителями клира, готовил молодых священников к работе с сектантами. О.Стефан Кашменский внёс существенный вклад в дело ликвидации молоканского движения на юго-востоке Вятской губернии. Он не только лично вернул в лоно православной церкви несколько десятков молокан, но и подготовил опытных миссионеров, которые продолжили его дело. 1871 год – по инициативе и активном участии о. Стефана в Кафедральном Свято-Троицком соборе был устроен пещерный храм во имя Всех Святых Киевских. 1870–1880 годы – возглавил противораскольническую миссию Вятской епархии. 1875 год – основал в Вятке мужскую школу, в которой осуществлялась подготовка миссионеров, в том числе и из тех бывших раскольников. Разработал программу обучения молодежи из крестьян для помощи священникам в борьбе с расколом. Для нужд школы о. Стефан издал книги: «Жизнь патриарха Никона», «Краткое руководство к беседе с мнимыми старообрядцами» и др., которые многократно переиздавались и получили общероссийскую известность.Православное миссионерское движение Саратова http://vk.com/sаrаtovmissiа В качестве епархиального миссионера изъездил все губернию, ведя беседы с раскольниками. По итогам своих поездок Кашменский регулярно писал дневники и публиковал их в «Вятских епархиальных ведомостях». 1882 год – по инициативе Кашменского в Вятке «с целью содействия епархиальным властям в их противораскольнической деятельности» было создано Братство Святителя и Чудотворца Николая. 1885 (1886) год – незадолго до смерти совершил паломничество в Иерусалим, откуда привёз частицы Гроба Господня, которые были помещены в пещерной церкви кафедрального собора. 1886 год – скончался в городе Вятка. Миссионерская деятельность протоиерея Стефана Кашменского: В течение почти двух десятков лет занимался миссионерской деятельностью среди раскольников и сектантов-молокан Вятской епархии; Совершал многочисленные миссионерские поездки в молоканские села, где проводил беседы с сектантами, в результате чего вернул в лоно Православной Церкви несколько десятков молокан; Занимался подготовкой миссионеров из местных священников для работы с молоканами; В результате антисектантской деятельности о.Стефана из мощного религиозно-политического течения молоканство в Вятском крае вновь превратилось в мелкую замкнутую секту; Основал миссионерскую школу для подготовки миссионеров для борьбы с расколом; Создал и издал ряд пособий по руководству в борьбе с расколом, получивших общероссийскую известность; Совершал миссионерские поездки по всей Вятской губернии для бесед с раскольниками; Основал Братство Святителя и Чудотворца Николая, которое около 30 лет занималось просветительской и миссионерской противораскольнической деятельностью среди местного населения Вятской губернии. Автор книг и статей: «Систематический свод учения святых отцов церкви о душе человеческой» (1860–1865 гг.); «Краткое учение о Божественной литургии св. Иоанна Златоустого»; «Жизнь патриарха Никона»; «Краткое руководство к беседе с мнимыми старообрядцами»; «Обращение к мнимым старообрядцам отложившимися от святой церкви» и др. статьи и брошюры противораскольнического характера.

Развитие миссионерского дела во второй половине XIX века связано с именем настоящего подвижника, отдавшего всю свою жизнь делу миссии и просвещения – прот. Стефана Кашменского. Отец Стефан заложил основы методики ведения миссии и создал ряд структур, на которых держалась вся миссионерская деятельность епархии. Прежде всего, он разработал эффективную методику миссии среди старообрядцев, которую он изложил в ряде своих работ, выдержавших много изданий. В 1875 году прот. Стефан Кашменский основал в г.Вятке противораскольническую школу, в которой осуществлялась подготовка будущих миссионеров, в том числе и из тех, кто из раскола вернулся в лоно Церкви. Со временем у школы появилось и женское отделение. Еще одним важным делом отца Стефана стало создание Миссионерского Братства Святителя Николая Чудотворца, которое принял под свое покровительство великий князь Сергей Александрович. Братство открыло несколько десятков школ для детей и взрослых, выпустило немало духовных книг.

Работу среди инородцев взял на себя вятский комитет Православного миссионерского общества, созданного по инициативе Святителя Иннокентия (Вениаминова). Здесь также усилиями о. Стефана стали создавать школы для детей и взрослых, осуществляться подготовка миссионеров. Труды прот. Стефана Кашменского не раз были отмечены в докладах обер-прокуроров Священного Синода как пример для подражания.

Труды автора

  • Кашменский Стефан прот.Святоотеческое учение о душе. Пермь: Правосл. об-во «Панагия», 2002 (переизд.: Ч. 2. Отд. 1–3. Его же. Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой. Вятка, 1865). – (Святоотеческая христология и антропология. Вып. 3).
  • Кашменский Стефан прот.Систематический свод учения св. отцов церкви о душе человеческой. В 3-х ч. Вятка, 1860–1865.
  • Кашменский Стефан, прот.Поучения, выбранные из творений Св. Отцев, на каждый день года [Из собрания поучений, изданных Св. Синодом для употребления в церквах] (продолжение, начало см. 1863 №№ 18 – 23, 1864 № 1), с. 1 – 9
  • Кашменский С. «Жизнь патриарха Никона», «Краткое руководство к беседе с мнимыми старообрядцами», «Обращение к мнимым старообрядцам отложимшимися от святой церкви».
  • Православная антропология

Дополнительно

Жизнеописание на сайте Православной энциклопедии



Метки:


ПнВтСрЧтПтСбВс